Главная » О Боге, церкви, вере... » Беседы о богослужении. «Станем добре». Канон Евхаристии

12:20
Беседы о богослужении. «Станем добре». Канон Евхаристии
После взаимного целования в знак примирения и братской любви, после исповедания правой веры произнесением Символа Веры диакон приглашает верных стоять как должно, со страхом Божиим, с благоговением, с трезвением, то есть с напряженной, внимательной мыслью: Станем добре, станем со страхом, вонмем, — говорит он и объясняет, почему это нужно: чтобы святое возношение в мире приносити. Ибо никто из помышляющих о земном, с мыслями рассеянными, никто не примиренный с совестью и с ближними не может быть достойным участником в этом величайшем жертвоприношении. Итак, будем приносить святое возношение в мире. 

Лик поющих от лица народа ответствует: Милость мира, жертву хваления. Это значит: мы готовы приносить не только взаимное примирение, что уже мы и сделали, дав друг другу целование, но и плод этого примирения — милость, милосердие, всё обилие плодов искреннейшего примирения и союза о Христе. К этому мы готовы присовокупить и другую жертву хвалы Господу, созерцая славу Его и воспоминая благодеяния Его. 
 
Священник, обращаясь к народу, а архиерей, изшед из алтаря и осеняя народ свечами, возглашает апостольскими словами: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами (ср. 2 Кор. 13,13). Этими словами испрашиваются дары от каждого Лица Святой Троицы: от Господа Иисуса Христа — благодать, от Отца — любовь, от Духа Святого — причастие, то есть общение. Почему это так? Потому, что благодатью Господа Иисуса Христа мы спасены; Отец явил Свою любовь в том, что Сына Своего Единородного дал, да спасется Им мир; а Дух Святой входит в общение с нами, приготовленными уже для того, чтобы сделаться достойными для союза с Ним. 
 
Лик поющих ответствует от имени народа: И со духом твоим, то есть да будут эти дары Святой Троицы и со священнослужителем. 
 
Горе имеим сердца, то есть к небесной высоте, где обитает Всевышний, устремим наши сердца,— возглашает архиерей или священник. Имамы ко Господу,— отвечает народ: то есть наши сердца устремлены ко Господу. Смотри же, христианин, не лжешь ли, когда так говоришь, не остается ли сердце твое здесь, не бродят ли помыслы твои по земле? 
 
Благодарим Господа, — возглашает священнодействующий. Этими словами начинается важнейшее священнодействие литургии — Евхаристия, или благодарение. Лик поющих ответствует: Достойно и праведно... Вместе с ликом все предстоящие и каждый из них исповедуют, возглашая, что достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, подобно тому как небожители, повергая венцы пред Господом, возглашают: достоин еси, Господи, прияти славу и честь и силу (Откр. 4,11). 
 
В это время священник, подражая Господу, Который, устанавливая Таинство Евхаристии, взяв хлеб, сперва благодарил, потом благословил его, начинает благодарить Господа за все благодеяния Его. В тайной молитве своей священник прославляет Бога, изображая Ему одному принадлежащие свойства и исчисляя бесчисленные чудеса и благодеяния Его, явленные в творении мира и искуплении человека. «Достойно и праведно Тя пети,— говорит священник,— Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарите, Тебе покланятися на всяком месте... Ибо Ты Бог неизреченный, невидимый, непостижимый, всегда Сущий, всегда и неизменно один и тот же Сущий, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты привел нас из небытия в бытие, падших нас восстановил и не отступил от нас, благодетельствуя нам дотоле, пока нас возвел на небо и даровал нам Твое будущее Царство. За всё сие благодарим Тебя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святого, за все благодеяния, явленные нам. Благодарим Тебя и за служение это, то есть священнодействие Божественной литургии, которое Ты благоволишь принимать от рук наших, хотя Тебе предстоят тысячи Архангелов, десятки тысяч Ангелов, Херувимы и Серафимы». 

После этого священник возглашает вслух: Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще. Эти слова составляют продолжение тайной молитвы священника. Сказав, что около престола стоят Серафимские воинства, он изображает словами разные виды Ангельских существ, которых видел пророк Исаия: поющих, вопиющих, взывающих и глаголющих (Ис. 6, 1-3). Поющие — разумеются здесь существа, имевшие вид орла, вопиющие — имевшие вид льва, взывающие — тельца, глаголющие — имевшие вид человека. Они возглашали торжественную песнь Богу — эту песнь Ангельскую поют лики: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь, то есть полны, Небо и земля славы Твое я. К этой Херувимской песни поющие лики присовокупляют песнь, которой сретали Господа Иисуса Христа дети еврейские при вхождении Его в Иерусалим: благословен Грядый во имя Господне: осанна в вышних (Мф. 21,9). Этой песнью и мы сретаем теперь Господа, грядущего к нам, чтобызаклатися и датися в снедь верным. Смысл этого пения, совершаемого от лица всей Церкви, таков: «Превечный Боже! Мы теперь, как бы созерцая очами веры Тебя, окружаемого Херувимами и воспеваемого Серафимами, и вместе с ними дерзая воспевать песнь их, видим как бы разверзающиеся на наш глас небеса и грядущего к нам, на святой жертвенник и престол, Твоего Единородного Сына, чтобы заклатися за нас и датися в снедь верным. Сретая Его, мы воспеваем: Благословен Грядый во имя Господне! 
 
Сотвори, да будет пришествие Его к нам благоплодно и спасительно; да воцарится Он в душах наших; да будет приобщение наше Его Тела и Крови не в осуждение нам, но во освящение, во спасение души и здравие тела». 
 
В это время священник продолжает свою тайную молитву: «С сими Небесными Силами взываем и мы: Свят еси и Пресвят Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; великолепна слава Твоя, ибо Ты так возлюбил мир, что и Сына Твоего Единородного дал, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Он, придя и устроив всё домостроительство нашего спасения, в ночь, в которую предал Себя за спасение мира, принял хлеб во святые руки, благодарив, благословив, освятив, то есть преложив во святое Тело Свое, и, преломив, дал Своим ученикам и апостолам и рек:Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Подобным образом и чашу с вином по вечери, растворив водой и благодарив, благословив и освятив, то есть преложив в Божественную Кровь Свою, подал апостолам и изрек: Пиите от нея ecu, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Вместе с этим священник тайно исповедует, что Господь заповедал священнодействовать это Таинство до скончания века, в благодарственное воспоминание Его любви и благодеяний, явленных роду человеческому, сказав ученикам: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19; 1 Кор. 11, 24). Лик от лица народа ответствует: Аминь, выражая этим веру в присутствие Господа Иисуса Христа во время священнодействия, а также благоговение к совершаемому Таинству и полное единение мыслей и чувств всех присутствующих в храме. Священник продолжает тайно молиться, говоря: «Воспоминая эту спасительную заповедь и всё, что совершено было для нашего спасения: Его крестные страдания, воскресение из мертвых, вознесение на небеса, сидение одесную Отца и второе страшное пришествие Его». После этих слов священник с теплой молитвой возносит предложенные Дары в жертву Богу и Отцу, возглашая: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся (это значит: «Твои это Дары, Отче Небесный, взятые от Твоих творений, мы приносим Тебе от всех и за вся, то есть от всех людей и за все Твои благодеяния), Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи! Вознесши Дары Господу, священник молится вместе с народом: И молим Ти ся, Боже наш. Во время пения этих слов священник тайно молится, чтобы Господь ниспослал Духа Святого на всех молящихся и на вместообразные, то есть Дары, хлеб и вино, еще не претворившиеся в Тело и Кровь Христовы, и наитием Святого Духа благословил, освятил и показал, то есть священнодействовал, хлеб — самое Честное Тело Христово, а чашу — Пречистую Кровь Христову. Этими словами совершается и освящается Таинство; после этих слов тотчас пресуществление бывает и пременяется хлеб в истинное Тело Христово и вино — в истинную Кровь Христову. Здесь священнодействует Сам Иисус Христос; Он Сам глаголет устами служителя Своего, Сам священнодействует руками его, Сам вещественно пременяет хлеб в собственную Свою Плоть, а вино — в собственную Свою Кровь, принятую Им в недрах Девы Марии. Пред новоосвященными Дарами священнослужитель с величайшим благоговением повергает себя долу, отдавая честь и боголепное поклонение Самому Иисусу Христу, на престоле пред ним возлежащему под видами Хлеба и Вина, этими Таинствами Своих страданий. 
 
После освящения Даров через претворение их в Тело и Кровь Христову, священник, как жрец и молитвенник и уста благодарственные за всех, приносит предлежащую жертву о всех по потребностям каждого. Во-первых, поминает Церковь, торжествующую на небесах: пророков, апостолов, мучеников и всех Богу угодивших в Ветхом и Новом Завете, прося Бога посетить нас милостью Своей по молитвам святых. 
 
После этого, как знамение молитв святых, он воскуряет фимиам, то есть кадит пред Святой Трапезой, и торжественно воспоминает Преблагословенную Деву Марию Богородицу. В честь Ее воспевается песнь: Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу... Принесши Тело и Кровь Христову как благодарственную Жертву за всех святых, а наипаче за Преблагословенную Владычицу Богородицу, священник приносит с молением ту же всемирную Жертву об отпущении грехов всех от века усопших в вере и надежде воскресения и просит упокоить их в недрах вечного блаженства. После принесения Жертвы благодарственной за отшедших святых, очистительной — за скончавшихся в вере и надежде воскресения священник творит воспоминание и жертвоприношение о всей воинствующей на земле Церкви: во-первых, о епископах (при этом поминает Святейший Синод и местного епископа), о священниках, диаконах и о всем причте церковном; потом молится о всей вселенной, о Святой Соборной и Апостольской Церкви; о храме, в котором совершается священнодействие, о принесших дары для возношения в Бескровную Жертву, о труждающихся, о живущих в девстве и благочестии... 
 
Лик от лица народа также молится, чтобы Господь помянул и всех и вся, то есть весь мужской пол и женский. Благодарение и жертвоприношение священник заканчивает славословием, прося Бога даровать всем нам едиными устами и единым сердцем славить и воспевать Его Пречестное Имя. Народ или вместо его лик ответствует: Аминь. Этим он выражает свое единомыслие и свидетельство о том, что молит Бога о всем том, о чем молится священник, и вместе с ним воссылает славословие Богу, моля Его даровать в этом всем единомыслие.

Этим оканчивается чин Святой Евхаристии. Так она совершалась апостолами, так совершалась преемниками их, так совершается она и доныне. 
 
Это — священнейшая часть литургии; здесь не только совершается молитва, но и приносится величайшая Жертва за всех. Здесь не мы одни молимся, не мы, смиренные священнослужители, священнодействуем, но Сам Господь Иисус Христос, как Великий Архиерей, священнодействует: Он есть и Приносяй, и Приносимый в жертву, Он и Приемлющий Дары, и Раздающий их. Ему и слава подобает со Отцом и Святым Духом во веки. 
 
 
Источник: Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. "Единое на потребу". Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2. С. 307-312 

Смотрите также:  

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: О Боге, церкви, вере... | Просмотров: 412 | Добавил: Православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar