Главная » Духовная трапеза » День Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Духовная трапеза.

01:00
День Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Духовная трапеза.

День Нерукотворенного Образа Христа Спасителя

16/29 августа
 
Неизреченнаго и божественного Твоего к человекам смотрения, неописанное Слово Отчее, и образ неписанный, и богописанный победителен, ведуще неложнаго Твоего воплощения, почитаем, того лобызающе.
Кондак праздника
 
Важность и значение праздника — Почитание святых икон
 
Праздник в честь Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа установлен в православной Церкви со времени перенесения сего образа в X веке из Эдессы в Константинополь. Не без особенной цели святая Церковь увековечила нарочитым торжеством это обстоятельство. Важность и значение праздника истекает не из самого события перенесения образа, но из воспоминания о тех необычайных явлениях милости Божией роду христианскому, какие соединены с обстоятельствами явления и прославления Нерукотворенного Образа, а также из существенно необходимого для нас уразумения нужды и благопотребности иконопочитания в деле спасения нашего. 


О происхождении Нерукотворенного образа Христа Спасителя известно следующее. Во время земной жизни Спасителя, исцелявшего всякий недуг и всякую язву в людях, некто Авгарь, князь Эдесский, был тяжко болен. Услышал он о необычайном Чудотворце, единым словом врачевавшем самые неисцелимые болезни, и послал в Иудею доверенного своего с письмом, прося Господа прийти и исцелить его. Вместе с тем этому слуге по имени Анании, искусному живописцу, Авгарь приказал сделать верное изображение лица Спасителя. Передав письмо Спасителю, Анания, по множеству народа, толпившегося вокруг великого Чудотворца, не мог близко стоять и потому в некотором отдалении стал на камне, чтобы всмотреться в лик Спасителя и изобразить Его на хартии. Но усилия живописца были напрасны от пременения божественной и непостижимой славы и благодати лица Христова. Между тем Сердцеведец видел желание Анании, призвал его к Себе, потребовал воды, умылся, взял плат, отерся им, и на этом убрусе отразилось подобие лица Его, начертался Его Нерукотворенный Образ. Господь отдал убрус Анании и сказал, что по вознесении Своем Он пошлет одного из Своих апостолов, который не только исцелит его совершенно от болезни, но и просветит его истинной верой. Авгарь с благоговением принял от Анании Нерукотворенный Образ Спасителя и с тех пор исцелился от головной своей болезни, которая, впрочем, оставила следы на лице его, но и от сего избавил его апостол Фаддей, один из семидесяти, проповедовавший в Эдессе веру Христову. Чудотворный образ Авгарь велел поставить над городскими воротами, на место стоявшего там эллинского божества, приказав, чтобы ходящие чрез эти ворота воздавали поклонение Образу. Это повеление соблюдалось и при сыне его, но один из правнуков его, преданный идолопоклонству, хотел было снять образ и на ворота опять поставить идола. Тогда по особенному откровению Божию, чтобы соблюсти святыню, эдесский епископ скрыл образ в стене, поставив пред ним зажженную лампаду и заложил камнями. Впоследствии, при нашествии Хозроя, царя персидского, Нерукотворенный Образ обретен был в стене и послужил к избавлению города от врагов. Много было чудодейственных знамений от Нерукотворенного Образа как в самой Эдессе, так и по перенесении его в Константинополь, доколе наконец Господь опять скрыл сию святыню. По преданию, Нерукотворенный Образ при разграблении крестоносцами Царьграда в 1204 году отправлен был на корабле в Венецию, но корабль погиб в море и доселе корабельщики с благоговением указывают место, где святыня скрылась в волнах, чтобы, может быть, опять, когда будет угодно Богу, явиться миру христианскому.

Христиане! Явление Нерукотворенного Образа Христова есть великое дело милости Божией, служащее для рода христианского несомненным утверждением к благо-честному иконопочитанию. Если Сам Господь благоволил дать христианам Свой Пречистый Образ для достодолжного поклонения, если издревле образ Спасителя, Божией Матери и иконы других святых были предметом благоговейного почитания верующих и служили видимым посредством к сообщению людям чудодейственной силы и помощи, то дерзнет ли кто отрицать благопотребность и спасительность иконопочитания? Между тем и в прежнее время были и доныне в мире христианском существуют иконоборцы, отвращающиеся от поклонения святым иконам и даже кощунственно обращающиеся с ними. Какое пагубное ослепление, приводящее к явному оскорблению Самого Бога и к противлению Церкви православной, которая на седьмом Вселенском соборе изрекла анафему на непочитающих иконы! Руководя нас к достодолжному почитанию святых икон, отцы Церкви так рассуждают: «Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется изображенному на ней» (догмат 7 Всел. собора).

Вот какое наглядное изъяснение догмата иконопочитания представил пред лицом царя-иконоборца один из твердых исповедников веры святой Стефан (память 28 марта/10 апреля). Привели однажды к царю Льву Исавру святого Стефана. Царь повелевает ему попрать ногами икону Христа Спасителя. Святой Стефан потребовал монету с изображением самого царя и спросил: «Чей это образ и написание?» Ему отвечали: «Царский». Тогда святой Стефан плюнул на изображение, бросил его на землю и начал попирать ногами. Царь пришел в ярость и все, окружающие царя, вознегодовали. Но святой муж сказал им: «Вот каково суждение ваше, безумные. Вы гневаетесь на меня за то, что я попрал образ земного царя вашего, который есть прах и пепел; как же не гневаться на вас Царю царствующих и Господу господствующих, когда вы попираете святой образ Его и Его Пречистой Матери?»

Изображение Христа Спасителя должно составлять для нас столь же величайшую святыню, сколь велико, свято и достопоклоняемо самое лицо Спасителя. По таким же священным побуждениям должны мы чтить иконы Пречистые Богородицы и всех святых, близких к Богу и нам непрестанно благодеющих.

Благопопечительная матерь наша, святая православная Церковь, многоразличными способами руководящая нас к спасению в установлении иконопочитания, имеет целью, сообразно немощи и ограниченности естества человеческого, возводить нас от видимого и земного к невидимому и небесному — от чувственных образов к первообразной и присносущной силе божественной. Потому употребление святых икон началось с самых первых веков христианства и составляло необходимую принадлежность богослужения. Только во времена гонений первенствующие христиане пользовались святыми иконами с благоразумной осторожностью и скрывали их, чтобы не подвергнуть кощунственному поруганию от врагов. Но всегда православные христиане далеки были от того, чтобы поклоняться иконам так, как язычники поклонялись идолам, изображавшим ложных и вымышленных богов, олицетворявших чувственные и постыдные страсти человеческие. В христианских иконах допускались не вымышленные или воображаемые какие образы Божества, но только основанные на действительных Его явлениях. Например, Бог Отец являлся в виде старца Ветхого днями (Дан 7:9), потому Его так и изображают на иконах. Господь наш Иисус Христос благоволил явиться в человеческом виде, воплотиться на земле, пройдя постепенно возрасты человеческой жизни, — потому Его изображают младенцем, отроком и мужем совершенным и притом вполне сообразно с обстоятельствами земной его жизни, по евангельскому изображению. Дух Святой явился при крещении Господнем в виде голубя — так Его и пишут на иконах. Значит, икона не есть изображение сущности Божества, которое непостижимо и не-изобразимо, но есть изображение тех явлений и видов, в каких благоволил Бог открыть Себя людям. Если же сам Бог принимал чувственный образ, как средство откровения людям, то не может быть противно воле Божией, если мы напечатлеваем этот образ для нашего воззрения и непрестанного памятования о невидимом и вездесущем Боге. Точно так же мы изображаем на иконах Божию Матерь, святых ангелов, святых угодников Божиих и разные события Священной истории для того, чтобы яснее и живее представить себе эти святые лица и события. В этом случае иконы для нас то же имеют значение, что и книги, только не буквами, а в лицах указующие нашей вере и нашей деятельности предметы для благоговейного созерцания, молитвы и подражания. Понятно, что не в бумаге, формате и внешнем виде заключается существенное достоинство книги, но в содержании ее, в истинах, изложенных в ней и постигаемых умом нашим, — точно так же не дерево, не краски и не какие-либо вещественные украшения мы чтим в иконе, но чтим истинного Бога и святых Его, изображенных на ней, к ним возносимся умом и молитвой, входим в таинственное общение с ними. Почитая иконы как средства к возбуждению нашей веры и благоговения в молитве, мы должны чтить их как священные вещи, чрез посредство которых на нас низводится благодатная сила Божия, так как сам Господь неоднократно являл эту силу Свою чрез иконы, о чем святая православная Церковь, по древнему преданию, хранит в летописях своих многочисленные примеры. И доныне, по неизреченному милосердию Божию, мы не лишены явления чудодейственных знамений милости Божией от святых икон по молитве верующих.

В нынешнее время суемудренные христиане, и особенно зараженные навеянными к нам с Запада еретическими учениями, любят говорить, что можно молиться Богу и без икон, возносясь к Нему умом и сердцем. Возношение ума и сердца к Богу действительно существенно в молитве. Для нас, земнородных, обложенных плотью, в стремлении к молитвенному общению с Богом недостаточно только умственного созерцания, воспоминания дивных дел спасения, совершенных чрез Иисуса Христа. От слуха веры питаясь духовно и во внимание словесам Христовым услаждая свое сердце, мы тем тверже и плодотворнее можем усвоить и напечатлеть в душе своей истины веры и правила закона Христова, чем чаще и нагляднее, с благоговением будем телесными своими очами созерцать божественный лик Христа Спасителя, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2:9). Чрез такое созерцание и наша вера, и наша молитва могут получать существенное подкрепление, воодушевление и силу, потребные нам для верного и бодрственного прохождения звания христианского. Не без причины Спаситель называл блаженными своих учеников и современников, которые могли видеть Его в человеческом образе. Блаженны очи, видящие то, что вы видите! — говорил Христос. — Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Лк 10:23,24). Ближайшие ко времени Спасителя христиане, без сомнения, не могли оставаться равнодушными к тому, чтобы не иметь понятия о внешнем виде Того, в Которого они, не видя, веровали и Которого любили и славили с радостью неизреченною и преславною (1 Пет 1:8). Естественно, что первенствующие христиане, не имевшие счастья видеть Христа лицом к лицу, со всею заботливостью и подробностью расспрашивали апостолов и прочих очевидцев о внешнем виде Христовом, а те, без сомнения, с полной готовностью отвечали на расспросы. В обществе христианском с первых времен и повсюду, где только являлись апостолы с благовествованием о Христе, могло сохраняться подробное описание телесного вида Спасителя, Его взора, голоса, поступи, роста и одеяния. Несколько таких описаний лика Спасителя, по преданию, сохранилось и до нынешнего времени, служа основанием тех живописных изображений Спасителя, какие употребляются в православной Церкви на святых Его иконах. То же самое можно сказать и об иконах Божией Матери, ибо древнейшее предание церковное свидетельствует, что евангелист Лука, очевидец Спасителя и Его Пречистой Матери, будучи живописцем, изобразил лик Ее в нескольких иконах, доныне хранящихся в православной Церкви. Издревле же известны иконы святых апостолов.

Итак, будем несомненно веровать, что в явлении Нерукотворенного Образа Христа Спасителя и в прославлении вообще всех святых икон открылся роду христианскому неиссякаемый источник благодатных утешений, дан драгоценный залог божественной любви и милосердия Господа нашего Спасителя. Мы, грешные люди, далеки были от Бога, лишены Его лицезрения и погибали в отчуждении от благодати Божией. Единородный Сын Божий для того, чтобы Своим Божеством приблизиться к нам и примирить нас с Богом, принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (Флп 2:7). С того времени грешные люди удостоились видеть Его, слышать и осязать, но не как простого человека, а под покровом телесности видели славу Его, славу, яко Единороднаго от Отца, исполнъ благодати и истины (Ин 1:14). Теперь, стоя пред иконою Господа Иисуса Христа и с благоговейной молитвой созерцая божественный лик Его, каждый из нас может ощущать близость Господа, непосредственно возносить пред Ним свои сердечные воздыхания о нуждах своих, благодарить за благодеяния и просить о прощении согрешений. В этом молитвенном общении с Христом и состоит жизнь души нашей. Вот почему истинные сыны Церкви Божией во времена иконоборства готовы были претерпеть мучения, лишиться самой жизни, нежели отвергнуть поклонение святым иконам.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 249 | Добавил: Православие | Теги: Духовная трапеза, День Нерукотворенного Образа Христа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar