Главная » О Боге, церкви, вере... » Диалог с духовником или «САМ себе АВТОРИТЕТ»

00:00
Диалог с духовником или «САМ себе АВТОРИТЕТ»
Абсолютная уверенность в собственной правоте и нежелание сверять свои мысли с авторитетными источниками - печальная симптоматика нашего высокомерного времени. Самоуверенность, с которой большинство подходит к осмыслению вопросов, находящихся за пределами их «компетенции», сказывается и на жизни Церкви. Значительный процент православных христиан не придает никакого значения необходимости развивать свое духовное бытие, прислушиваясь к мнению уполномоченных для этого Церковью фигур - духовников; а те, у кого они есть, часто пренебрегают и корректируют «диалоги» со своими духовными наставниками по своему усмотрению. В обоих случаях включается режим «сам себе авторитет», в котором гордыня не позволяет человеку признать собственную интеллектуальное, эмоциональное и духовное несовершенство и толкает на «независимые», но необдуманные или даже злополучные решения и поступки.

Известно, что нет канонических правил, которые бы обязывали каждого христианина иметь духовника, ведь Церковь дает возможность спастись через Таинства, Священное Писание, Священное Предание, каноны - в идеале человек может идти по пути духовного становления самостоятельно. Однако время, в котором мы живем, настолько все усложняет, что без компетентного руководства не сойти с него практически невозможно. Дьявол коварен, а рядом появляется столько учителей мудрости! К примеру, особенно популярные на сегодняшний день «гуру», которые виртуозно пропагандируют так называемое ведическое знание,- яркие, умные, харизматичные и в пределах своих учений достаточно «духовные» люди.

Они могут иметь европейское образование или особый опыт восточных практик, медитировать, безупречно цитировать давние письмена и даже знать Библию, однако ничего общего с Христом не иметь.

Досадно, но этому подвергаются даже православные христиане,которые в принципе понимают, что послушание духовенства может нести только православный священнослужитель, потому что он совершает таинство покаяния и его «питает» Божья благодать. С другой стороны, сейчас Церковь проходит сложные испытания веры и православной пастве очень легко соблазниться, уйдя не за тем лидером «из своих». Особенно, если этот лидер - один из самых ярких, самых эрудированных и в свое время верных идеи Бога, а не нации, пастор ... А если совсем откровенно, то когда человек решает стать на путь спасения, планирует жить по заповедям Божьим, вопрос о целесообразности духовника НЕ должен стоять вообще. Следовать Евангелию чрезвычайно сложно, и без поддержки того, кто с Божьей помощью взвешенно шагает по этому пути, просто никак.

Продуктивный пример особого духовного «сотрудничества» находим еще в ранние времена христианства: апостолы и Христос, учил, поучал и наставлял их. Хотя истоки современного духовенства лежат в древнем старчестве, которое зародилось среди монахов египетских пустынь. Что касается Украины - Руси, то в раннем средневековье духовные отцы, которые служили на приходах, практически не отличались от старцев и имели большое влияние на своих духовных чад. Сегодня все изменилось, и большинство приходских и монастырских священников просто направляют жизнь своей паствы как более опытные «братья во Христе». Духовниками же в основном становятся те клирики православной церкви, обязуются духовным руководством человека с его согласия. Архимандрит Софроний (Сахаров) характеризировал служение духовника как пугающее, но увлекательное, приносящее боль, но вдохновляющее, ведь духовник -«сотрудник» Бога, и призван к наивысшему творчеству и несравненной чести: творить «богов» для вечности, во всем беря пример с Христа. Поэтому духовенство - это определенный вид подвига, на который должен быть способен тот, кто его несет, потому что духовник лечит души людей, которые ему эти души доверяют. Однако, чтобы «диалог» с наставником состоялся, нужно, чтобы человек сам этого хотел: у христианина должно быть желание согласовывать и соотносить все воле Божией и понимание того, что самостоятельно постичь ее он не в состоянии.

Выбор духовника занимает отдельное место в духовных поисках христианина. Иеромонах Пантелеймон (Королев), автор книги «Новый афонский патерик» (2013), утверждает, что «духовника нужно искать« не глазами, а слезами », просить у Господа, чтобы Он Сам вручил нас доброму пастырю». Однако, во всем должна быть последовательность, а в духовной жизни особенно. «Научимся сначала быть простыми овечками стада Христова, полюбим храм, будем следить за своей речью и поступками, проявим уважение к нашему приходскому священнику - и если Господь сочтет это полезным для нас, то обязательно устроит и встреча со старцем», - советует отец Пантелеймон. Только Бог может найти духовника, который будет благотворным именно для каждого из нас.

Не важно, становится духовником известный высотой своего духовного подвига человек или обычный приходской священник. Важно другое: духовник - это тот, кому ты открываешь душу, кому доверяешь свою духовную жизнь, с кем советуешься по поводу всего важного и с мнением которого считаешься в первую очередь, когда принимаешь сложные решения. Диалог с духовником дает возможность воспользоваться уже готовым опытом, хотя бы затем, чтобы не усложнять себе жизнь лишними ошибками, которых и без того хватает. Духовник показывает путь, которым уже прошло множество церковных людей, и путь этот - точно известно - привел их к спасению души. «Ибо как Он претерпел, быв искушенным, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2: 18). Речь идет о Христе и о некоторой духовной закономерности: если кому-то удалось преодолеть определенные духовные испытания, он может помочь тому, кто сталкивается с ними впервые. Имея духовника, легче бороться со своими страстями и духовно «расти», а его «особая» за тебя молитва чрезвычайно помощна. Несмотря на это, духовник - это всегда и определенное испытание веры, поскольку требует послушания, смирения и абсолютного доверия Богу. К духовнику следует быть внутренне готовым и достаточно устойчивым в вере, чтобы правильно реагировать на его подсказки и наставления.

В книге «О молитве» (1991) Старец Софроний делился своей практикой духовничества. Он сравнивал восприятие духовных установок монахами Афона и мирянами-европейцами: первые проникались ими с благодарностью, другие - упрекали старца в чрезмерной жесткости и искажении «евангельского духа любви». Он с пониманием относился к тому, что люди западной культуры не способны воспринять то, что является нормой для аскетов-монахов. Однако, это огорчало старца и он находил в этом параллель с тем, как воспринимали свое время Христа, Которого и его современники считали наиболее «ненормальным». В связи с этим архимандрит Софроний говорил, что Христу следовать труднее всего.

Духовники дают нам благословение, а когда оно есть, то все, даже очевидное для нас и без «экспертной оценки», осуществляется гораздо легче. Правда, благословение нельзя нарушать, потому что это первый шаг к скорбям и проблемам, - такое действие духовных законов. (К примеру, старец Софроний особенно подчеркивал, что непослушание слову духовных родителей равноценно отторжению слова Самого Христа). Бесспорно, свобода выбора, свобода воли, которая является частью образа Божьего в каждом человеке, не должна «подавляться» авторитетом духовника, тем более, что ответственность за принятое решение в любом случае лежит на нас. Духовник не может заменять собой Христа, но следует четко понимать: либо ты готов к послушанию и Божьей воли, либо живешь в соответствии со своими законами и убеждениями, а потому без нареканий принимаешь результаты собственных решений.

«Наличие веры, искреннего доверия и готовность выполнить совет, который может показаться странным, очень важны», - убеждает иеромонах Пантелеимон. Потому что только тогда Господь открывает духовнику то необходимое, что касается его духовного чада. В противном случае отсутствие ответа будет более полезно, чем тот ответ, который не будет принят человеком. Однако, еще святитель Игнатий Брянчанинов отмечал у своих современников отсутствие послушания. Мы же тем более столь гордые и своенравные, что обычно ищем в духовнике подтверждение своих мыслей, а вовсе не воли Божией. И когда этого не происходит, обижаемся, упорно доказываем свое, или просто поступаем так, как считаем нужным. Мы не задумываемся над тем, что, предлагая Свою версию событий, Господь, возможно, от чего-то нас предостерегает или уберегает. Мы упорно не принимаем того, что «благословение» или «не благословение» - это не просто особое ощущение ситуации отдельным человеком, а Божественный Промысел, который действует через него. Это сложно понять человеческой логикой, но обычно через наших духовников действует сам Господь, - они просто «трансляторы» ЕГО воли, и тогда все недовольство, возмущение и жалобы следовало бы отсылать Ему ...

Имеет ли значение моральный облик человека, которого выбираешь духовником? Да, если он тот, кто станет руководителем твоей духовной жизни. Однако не следует требовать от своего наставника святости - несмотря ни на что он «обычный» человек. Лучше остановиться на том, какими к своим духовникам приходим мы, православные христиане, - самоуверенные и претенциозные. Предпочитаем видеть в них авторитетов, которые, словно оракулы, будут провозглашать нам какие-то универсальные рецепты счастья, а своей молитвой будут реализовывать наши пожелания или «исцелять» от болезней. Следует осознать раз и навсегда: духовник НЕ ДОЛЖЕН быть «чудотворцем»: он должен быть верным сыном Церкви и разбираться в своей душе и в душе того человека, которого духовно окормляет. Духовнику принадлежит чувствовать ритм внутреннего мира всех, кто обращается к нему. С этой целью он молится, чтобы Дух Божий правил ним, давая необходимое для каждого слово, - рассказывает старец Софроний.

Хорошо, если с духовником складываются теплые, дружеские или просто уважительные отношения, однако часто мы воспринимаем его просто как «обслуживающий персонал»: он «обязан» решать наши проблемы, молиться за нас, поддерживать наши иногда неприемлемые идеи, а все потому, что мы доверили ему самое дорогое - наши души. Мы часто позволяем себе возмущаться «неправильными» решениями своих духовников, «проверяем» их целесообразность у энного количества священников-монахов и просто «знающих» людей, или же вкладываем в их слова те смыслы, которые удобны нам, которых они никогда не имели. Все это как минимум не этично, а как максимум - духовно безграмотно. Если ты находишь духовника, следует держаться за него и доверять ему, ведь дьявол при любой возможности будет строить козни, чтобы разорвать связь с тем, кто может быть наиболее полезным в спасении твоей души.

Мы совсем не учитываем того, какую огромную ответственность берет на себя духовник, когда принимает нас в свои духовные чада. Об этом рассуждает архимандрит Софроний. Когда духовник молится за тех, кто находится в отчаянии из-за непреодолимых трудностей борьбы за существование, он испытывает беспокойство, тревогу за них. Молясь за больных, духовник чует их душевный страх перед смертью, когда молится за тех, кто находится в аду страстей, он сам переживает адские состояния. Так духовный отец принимает и несет тяготы своих духовных чад.

На страшном суде духовник будет отвечать за свое служение перед Богом. Поэтому каждый раз, когда возникает соблазн обойти его, найти «компромисс» между «своим» и его решением, или же откровенно поступить по-своему, следует вспомнить, что так мы создаем проблемы не только себе, но и своему духовному наставнику. А это - не по-совести. Однако. Ошибаются ли они? Возможно, как возможно делает ошибки каждый из нас. Однако совет, одобрение или осуждение человека, который гораздо ближе к Богу, чем ты, стоит многого. Потому что в этом случае твоя мысль - какой бы «компетентной» она ни была - останется только твоим мнением, а у духовника есть непосредственная поддержка Божьей благодатью.

Многие не особо верят в духовное руководство исключительно потому, что считают «слишком молодого» священника не имеющим возможности понять проблемы, которые возникают у людей зрелого возраста, а опытного монаха далеким от проблем, с которыми сталкивается человек мирской. Это априори ошибочная позиция, которая далека от истины. Отсутствие непосредственного опыта переживания ситуации не означает неспособность ее правильно «оценить» и дать дельный совет.

В связи с этим вспоминается фрагмент из изданного в 2004 году отдельной книгой диалога скандального французского писателя и публициста Фредерика Бегбеде и католического епископа (Гапская епархия) и религиозного полемиста Жана-Мишеля ди Фалько «Я верую - я тоже нет»:

«Бегбеде<...> Как может священник говорить со мной о браке, о зачатии, о супружеской измене, когда он ничего этого не испытал?<...>

Ди Фалько: На самом деле от священника нужно не это. Во многих сферах личный опыт отнюдь не является единственным или даже главным критерием доверия! Я не выбираю врача в зависимости от того, какими болезнями он уже переболел! Священникам доступны другие формы познания человека и того, чем он живет. »

Бесспорно, здесь речь идет о католической практике целибата священства, которая у нас, православных, в таком варианте отсутствует. Однако сама логика оценки «квалификации» духовного наставника очень показательна: жизненная мудрость далеко не всегда определяется наличием или отсутствием того, что сейчас принято называть «жизненным опытом», - он может быть и духовным ... Господь открывает Своим ставленникам значительно больше, чем нам, но дает возможность всем желающим воспользоваться этими достижениями. Конечно, у нас нет ни послушания, ни смирения, ни рассуждения. Но должна быть хотя бы благодарность - за то, что кто-то духовно занимается нами, молится за нас и не позволяет окончательно впасть в грех. Мы должны славить Бога за милость встречи с тем, кто взял на себя такой подвиг, и неустанно Его просить: «Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного и святыми его молитвами прости грехи мои».


источник

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: О Боге, церкви, вере... | Просмотров: 418 | Добавил: Православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar