Главная » Духовная трапеза » День преподобного Сергия игумена, Радонежского чудотворца. Духовная Трапеза.

12:03
День преподобного Сергия игумена, Радонежского чудотворца. Духовная Трапеза.

День преподобного Сергия игумена, Радонежского чудотворца
25 сентября/8 октября

 
Обстоятельства его жизни — Уроки его жизни
 
Преподобный Сергий родился в 1314 году от благочестивых и именитых родителей Кирилла и Марии, живших сначала в Ростове, а потом переселившихся в Радонеж. При крещении святой Сергий был наречен Варфоломеем, и от чрева матери своей был отличен особенными знамениями милости Божией как избранник Божий, предназначенный быть столпом благочестия Церкви православной. Он в младенчестве своем не вкушал материнского молока в дни поста, что было указанием ему будущего служения на поприще иноческой жизни. В отроческих летах, когда он был непонятлив к учению, Бог даровал ему дар разумения и памяти чрез некоего старца, благословившего отрока и давшего ему часть просфоры.

По смерти родителей, следуя внутреннему влечению и божественному призванию, юный Варфоломей скрылся от мира в глубину леса и там, в десяти верстах от Радонежа, водворился сначала вместе с братом своим Стефаном; они собственными руками нарубили лес и состроили сначала шалаш, потом келью и, наконец, малую церковь. Так положено было начало знаменитой обители Сергиевой! 


Облеченный в иноческий сан игуменом Митрофаном, преподобный Сергий по отшествии брата его Стефана в Москву один подвизался в диком месте, терпел голод, холод и страшные видения, угрожавшие смертью. Крепкой, смиренной молитвой разрушал преподобный Сергий наваждения бесовские, а звери, обитатели дремучего леса не только не касались святого подвижника, но даже один большой медведь часто приходил к келье преподобного и получал от него пищу. Недолго, впрочем, юный подвижник жил в своем одиночестве. Слава о святости отшельника быстро распространилась и привлекла к нему многих иноков. Сам Бог в видении множества прекрасных птиц, слетевшихся в монастырь Сергия, утешил его надеждой умножения братии и процветания его обители. В 1354 году по общему гласу братии преподобный Сергий был избран игуменом обители и посвящен в священный сан в Переяславле Афанасием, епископом Волынским. Строюе благочестие и христианское смирение возвеличили святого Сергия между современниками. Митрополиты, князья и бояре оказывали ему особенное уважение. Константинопольский патриарх Филофей прислал ему в благословение крест, па-раман и схиму с грамотой, в которой внушал учредить в устроенной святым Сергием обители общежитие, что преподобный Сергий и исполнил. Великий князь Дмитрий Иванович питал такую веру в святость и богоугодность преподобного Сергия, что при грозном нашествии Мамая на землю Русскую пришел к святому пустыннику за советом и благословением. Исполненный дара прозорливости, преподобный благословил князя на брань и предрек ему победу, которую он одержал над Мамаем на Куликовом поле, и сей победой положил начало освобождения отечества нашего от татарского ига. Святой Алексий, митрополит Московский, чувствуя приближение своей смерти, желал сделать святого Сергия своим преемником и возлагал на него свой крест святительский. Смиренный подвижник решительно отказался, сказав: «От юности моей не был я златоносцем, в старости же наиболее хочу пребывать в нищете. Прости меня, — прибавил преподобный, — ты хочешь возложить на меня бремя свыше меры и ты не найдешь во мне того, чего ищешь, ибо кто я? — грешный и худший паче всех человек!» Так говорил смиренномудрый Сергий, славный своими высокими чрезвычайными подвигами благочестия и дарами прозрения и чудотворений, удостоенный видений и откровений божественных и даже чудного посещения Божией Матери, которая с апостолом Петром и Иоанном явилась однажды в убогой келье преподобного, окруженная лучезарным светом и утешила его радостным обетованием будущего процветания насажденной им иноческой обители.

Святой Сергий провидел свою кончину за шесть месяцев и, окруженный братией, предал блаженный дух свой Богу на 78-м году своей жизни, в 1392 году 25 сентября. Чрез 30 лет святые мощи его обретены были нетленными при следующих обстоятельствах. Один человек, живший вблизи обители Сергиевой, часто приходил молиться на гробе его. И вот однажды ночью, когда сей усердный чтитель преподобного впал в тонкий сон, явился ему угодник Божий и сказал: «Иди, объяви игумену, зачем оставляет меня столько времени под землей, и тело мое утесняется водою». Пробудившись, со страхом и радостью он поспешил возвестить о своем видении игумену Никону, и игумен возвестил о сем братству. Молва о сем далеко распространилась. Собралось в обитель множество народа, чтившего память угодника Божия. Положено было исполнить волю его и открыть гроб его. Когда в присутствии христолюбивого князя Георгия Дмитриевича, в отчизне которого находилась обитель Сергиева, священным собором произведено было это открытие, внезапно из гроба угодника Божия разлилось благоухание, и не только пречестное тело богоносного отца обретено было нетленным, но и к самой одежде его не прикоснулось тление, хотя с обеих сторон видимо стояла вода. Видевши такое чудное явление благодати Божией в нетлении мощей угодника Божия, все прославили Бога. Святые мощи были переложены в новую раку, и 5 июля 1423 года совершен был радостный праздник. С того времени Церковь сопричислила преподобного Сергия к лику святых и составила Ему особую службу, в которой мы и поныне, вспоминая подвиги, бдения и труды преподобного, прославляем Бога, дивного во святых Своих, и испрашиваем себе благословения, помощи и предстательства за нас великого чудотворца. Отечественные летописи свидетельствуют, что всегда было велико и сильно имя Сергия Чудотворца, молитвенно возносимое чтущими святую память его и с сердечной верой притекающими к раце мощей Его. Оттого издревле чрезвычайно было благоговение к преподобному Сергию и усердие к его обители. Благодарное чувство наших соотечественников, начиная с державных царей и до земледельцев, было всегда так сильно и многоплодно, что пустынная обитель Сергиева от щедрот доброхотных дателей скоро процвела, сделалась знаменитой лаврой и доселе хранит в себе драгоценные памятники древнего и нынешнего усердия богомольцев, посещавших и посещающих обитель. В этом всенародном усердии к памяти преподобного Сергия ярче золота, серебра и всех самоцветных камней сияет и бывает угодной Богу духовная жертва молитвенного подвига, приносимая бесчисленными богомольцами, проходящими тысячеверстные расстояния в нужде и лишениях, под зноем солнечным и в непогоду, чтоб только исполнить свое обетное желание приложиться к мощам угодника и помолиться пред ним в его святой обители. Сердце радуется при виде многочисленной и разнообразной толпы народа православного, отовсюду стекающегося в обитель преподобного Сергия.

Невольно при этом вспоминается сказанное в слове Божием: память праведнаго с похвалами (Притч 10 7), и еще: в память вечную будет праведник (Пс 1116). Усильно ищут люди мирской славы, добиваются известности и почета, прославляются действительно между современниками — но надолго ли это? Поговорят о них, пошумят витии, но скоро этот шум обыкновенно замолкает. Многие из прославляемых даже не переживают своего забвения от современников. Мирская молва как морская волна поднимется, воздымется, но скоро уляжется, не оставив никакого следа. Проходит, как тень, молва быстротечная. Как после прохождения корабля, идущего по волнующейся воде, невозможно найти следа, ни стези дна его в волнах; или как от птицы, пролетающей по воздуху, никакого не остается знака ее пути; или как от стрелы, пущенной в цель, разделенный воздух тотчас опять сходится, так что нельзя узнать, где прошла она (Прем 5-10-12) — таков бывает путь славных мира сего, не ознаменовавших своей жизни добродетелью и не стяжавших себе плодов праведности. Праведники живут во веки; награда их - в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа (Прем 5 15,16). Именно такой нетленной и неувядаемой славы сподобился от Господа преподобный отец наш Сергий.

Чтя святую память преподобного отца Сергия, мы особенно должны благодарить Господа, воздвигшего в стране нашей сего великого угодника. Преподобный Сергий жил, когда отечество наше изнывало под тяжким ярмом рабства татар и готово было погибнуть в раздроблении от внутренних междоусобий. Великий угодник Сергий хотя проводил сокровенную жизнь в дремучих лесах Радонежских, но сердцем своим он был близок к положению страждущего отечества и непрестанно радел о спасении его. Своей святой молитвой, советами и благословением он оказывал могущественную помощь спасению отечества от врагов. Преподобный Сергий благословил и укрепил на ратный подвиг великого князя Московского Дмитрия Ивановича, говоря ему: «Должно тебе, государь, попещись о врученном тебе от Бога христоименитом стаде; иди против безбожных татар; с помощью Божией получишь победу и возвратишься здоровым и с великими похвалами с поля битвы». Подкрепленный благословением и молитвой угодника Божия, великий князь одержал над татарами знаменитую Куликовскую победу, которая была началом освобождения России от татарского ига и особенно возвысила значение Москвы, вокруг которой с того времени начали собираться мелкие княжества, и таким образом скоро образовалось великое сильное Московское государство. Преподобный принимал личное участие в прекращении частых княжеских и боярских усобиц, оставляя для этого свою пустыню. Но и самая уединенная, отшельническая жизнь преподобного в основанном им монастыре была благотворным служением благу отечественному в том отношении, что служила ярким светильником веры и благочестия, а также и немолчной провозвестницей здравых начал гражданственности. Известно, что наши монастыри, особенно в то время народного невежества, были главными провозвестниками христианских начал жизни, были рассадниками просвещения и примерами житейского благоустройства для окрестного населения. Чтобы судить, какой широкой струей в то время из обители преподобного Сергия разливалось образование в духе веры, благочестия и гражданственности чрез посредство иноческих обителей, достаточно упомянуть, что еще при жизни угодника Божия преподобного Сергия его учениками основано было до 25 монастырей. Число это скоро дошло до 40, и из них, в свою очередь, вышли основатели еще до 50 монастырей. Вот какое многочисленное потомство оставил после себя преподобный Сергий. Не для одного иночества важно это умножение монастырей, не временное или местное значение это имело, но было существенно важно для упрочения государственного благосостояния. Все эти монастыри были всегда главными и неизменными хранителями тех вековечных начал, которые составляют основу нашей жизни и на которых зиждется слава и величие России. Этими началами служат для нас православие, благочестие и послушание власти. Свято блюдя сии начала и проводя их в жизнь, наши иноческие обители были могущественной опорой спасения отечества нашего в бедственной его судьбе. В этом отношении чрезвычайную услугу оказал России основанный преподобным Сергием Троицкий монастырь.

Но не забудем, что для угодника Божия, преподобного Сергия, которого мы всенародно прославляем, тогда только могут быть приятны наши ублажения, когда мы будем последователями Его учения и подражателями Его святого жития. Чему же учит нас преподобный своим примером? Много он своей жизнью дает нам уроков, которые мы, находясь в миру, можем и обязаны исполнять.

Прежде всего жизнь преподобного Сергия представляет нам высокий достоподражаемый пример истинного смирения. Он еще во время жизни своей так прославился праведностью, что из всех пределов России спешили принять его благословение цари и князья, вельможи и воины, слуги и земледельцы. Несмотря на величайшую славу, он всю жизнь провел в глубоком смирении, не любил почестей и отказался даже от первосвятительного сана, предлагаемого ему в Москве. Он всю жизнь оставался пресвитером и в сане настоятеля монастыря держал себя наряду с прочими иноками, исполнял тяжелые работы, как самый последний послушник. Как искренно и глубоко было смирение преподобного Сергия, показывает следующий случай, записанный в его житии.

Один крестьянин, наслышавшись о высоте жизни и чудотворениях преподобного Сергия, издалека пришел в его обитель, чтобы увидеть праведника и принять его благословение. В это время преподобный работал в саду, и когда крестьянину иноки указали на святого настоятеля, крестьянин не поверил, что видит славного чудотворца в виде старца, копавшего гряды и одетого в самую простую и даже убогую одежду. Подумав, что ему в насмешку указали вместо великого святого простого работника, крестьянин не хотел и подойти. Преподобный, узнав мысли крестьянина, сам подошел к нему, позвал в свою келью, предложил пищу и сказал: «Не печалься, добрый человек, ты вскоре увидишь Сергия». Едва он это сказал, как возвестили, что великий князь прибыл в монастырь. Крестьянин с удивлением увидел, что князь с благоговением подошел к старцу, поклонился до земли и просил благословения. Потом, когда князь сел, рядом с ним сел и старец, тогда как все прочие иноки и даже вельможи стояли. Только тут догадался крестьянин, что убогий старец, почитаемый им за простого монастырского работника, есть действительно великий и славный чудотворец Сергий. «Как я виновен, что не познал святого и не воздал ему подобающей чести?» — сокрушался крестьянин. Но когда великий князь ушел, и крестьянин, припав к ногам преподобного Сергия, просил прощения, смиренномудрый праведник сказал крестьянину: «Ты один прав, что почел меня простым старцем, ничего не значащим, — все прочие, прославляя меня, обманываются».

Из жизни преподобного Сергия мы видим, что он не переставал своим примером учить братию трудолюбию. Он собственноручно строил церковь и кельи, трудился в хлебопекарне, на огороде, и вообще в самой преклонной старости не переставал участвовать во всех работах монастырских. Этот пример показывает нам всю важность и плодотворность труда не только для успеха в делах житейских, но и для нравственного совершенствования и спасения. Не для прибытка и выгод сам трудился и братию учил трудиться преподобный, но для уверения их в том, что праздность вредна и ведет к погибели душевной. Праздность есть мать пороков: мнозей злобе научила праздность (Сир 33:28). Как в стоячей воде легко зарождаются всякие гады, так и в душе человека праздного и ленивого естественно возникают многие нечистые и дурные помыслы и пожелания. Пуста жизнь человека без дела и занятий. За уклонением от надлежащего полезного дела человек праздный невольно старается пополнить жизнь суетными и греховными развлечениями и, таким образом, широким путем порока идет к погибели. Ленивый человек боится труда как наказания, ему всякое дело кажется трудным от малого упражнения в делах, и, таким образом, ленивый, сам себе создавая трудностм в делах, терпит праведное наказание от Бога, положенное согрешившим прародителям, наказание, состоящее не в самом труде, но в трудности. Тогда как любящий труд и деятельный навыкает всякое дело совершать спокойно, в порядке и постепенности. От непрерывного и правильного упражнения в труде силы человека крепнут, и трудолюбивый человек в успехе дел своих видит благословение Божие, ревностью и усердием в делах легко преодолевает все трудности.

Поучительно для нас, что преподобный Сергий до конца жизни сохранил неизменный первоначальный обет отречения от мира и всех его прелестей. В пище, одежде, в трудах монастырских он ничем не отличался от подчиненных ему послушников. Мог он иметь от доброхотных дателей и дорогие сукна, и шелковые материи для одежд, но все это он признавал суетой. Вместо дорогого сукна и материй преподобный Сергий носил сермяжную ткань из простой овечьей шерсти, и притом самую ветхую, которая была бы заброшена другими. Большей частью такая одежда сшита была его святыми руками и долго не переменялась, так что покрыта была множеством заплат. Нечего говорить, что преподобный Сергий не имел и не носил при себе никаких вещей золотых и серебряных. Даже при богослужении им употреблялись ризы крашенинные и сосуды деревянные. Когда святитель Алексий, митрополит Московский, под старость желая назначить преподобного Сергия в преемники, возлагал на него свой золотой наперсный крест, украшенный драгоценными камнями, смиренный старец решительно отказался принять и носить его, сказав владыке: «Прости меня, святой владыко! От юности я не был златоносцем, тем более на старости хочу быть в нищете». Не убавилась слава смиренного игумена при такой простоте его жизни, напротив, чем более он отрешался от суетного пристрастия к земным отличиям, тем ярче блистал в нем драгоценный бисер его иноческих добродетелей. Не был преподобный Сергий златоносец, но его священная память, преукрашенная божественной славой, не померкла и поныне, чрез многие века паче злата сияет пред нами яркой звездой, путеводящей нас на узкой и тернистой стезе приближения к Богу, по мере нашего подражания житию богоносного отца.

Пример преподобного Сергия да вразумит нынешних любителей суетных украшений и нарядов, тщеславящихся их разнообразием и богатством и думающих найти в них восполнение скудости своих естественных дарований и достоинств. Конечно, преподобный Сергий, как инок, по особенному обету считал себя обязанным чуждаться всякой роскоши и излишества в употреблении нарядов, а для мирян, не связанных подобным обетом, непредосудительно в известных случаях, соответственно своему положению в обществе, украшать себя более или менее драгоценными уборами. Но не против этих уборов наша речь, а против пристрастия к ним, не только иногда неуместного, но и греховного. Ничего нет предосудительного, если люди состоятельные, занимающие высокое положение в обществе, имея нередко наследственные драгоценные вещи, употребляют их в праздники или при особых торжественных случаях. Это законное и богоугодное пользование благоприобретенными дарами. Но что сказать о людях бедных, имеющих недостаток в существенных предметах жизни, если они в роскоши одеяний всеми правдами и неправдами будут домогаться того, чтобы сравняться с богачами, если для удовлетворения своего пристрастия к украшениям и нарядам будут обижать ближних и даже детей своих, оставляя их без приличной одежды, без обуви и голодными, а сами украсятся золотом и драгоценными камнями? Не заслуживают ли такие люди справедливого осуждения пред Богом и людьми? Еще преступнее становится употребление роскошных украшений тела, когда это делается с целью прельщения и склонения к греху. Чаще всего так и бывает, что наряды и уборы служат прямым орудием греховных соблазнов. Многие в необузданном удовлетворении своих страстей доходят в этом отношении до явного неприличия и бесстыдства, стараясь придумать такие наряды, при которых виднее была бы нагота и соблазн сильнее. Неодобрительно также и прискорбно для христианского чувства видеть, когда некоторые православные христиане по пристрастию к нарядам, хотя бы без всякой порочной мысли, являются в храм Божий не в простой скромной одежде, а в сшитой по моде, часто смешной и суетной. Мода, или вообще обычаи мира сего, не могут оправдывать легкомыслие человеческое, а скорее могут прикрывать приближающуюся к человеку греховную опасность, ибо враг рода человеческого удобнее всего путем мод и растленных обычаев века сего может получать доступ к душевным расположениям нашим, порабощать нашу волю и заставлять творить угодное себе, вместо того чтобы творить волю Божию. Вот что об этом говорит святой апостол: Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим 12:2). Вообще пристрастие к роскоши во внешнем образе жизни, помимо всех намеренно греховных побуждений, гибельно для души нашей в том отношении, что такая роскошь иссушает в ней чувства благорасположения и сострадания к ближним, требующим нашей помощи. У роскошного, готового расточать все на одного себя, никогда не останется ничего, чем бы он мог помочь нуждающимся. Только простотой жизни питается усердие к благотворительности и поддерживается возможность нескудно подавать святую милостыню.

Преподобный и богоносный отец наш Сергий, как истинный воин Христа Бога против страстей, вельми подвизался в жизни временной, в пении, бдении и пощении, всякое плотское наслаждение возненавидев, в терпении и в трудах проводил жизнь свою, не украшал тела пышными одеждами, но более всего старался украшать душу свою добродетелями. О, если бы и все мы, чтущие святую память его, не телом только приближались к его нетленным останкам, но паче всего мыслью, сердцем и всем своим произволением старались быть подражателями его богомыслию, смиренномудрию и воздержанию! Тогда можем быть уверены, что великий угодник Божий Сергий не оставит нас своей помощью и ходатайством пред Богом.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 340 | Добавил: Православие | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar