Главная » Духовная трапеза » День Рождества Пресвятой Богородицы. Духовная Трапеза.

00:00
День Рождества Пресвятой Богородицы. Духовная Трапеза.

День Рождества Пресвятой Богородицы
8/21 сентября
 
Днесь да веселятся ангельские чины, песньми да ликуют сущий Адама, родися бо жезл, цвет возрастивший Христа, Единаго избавителя нашего.
Тропарь 5-й песни канона праздника

 
Событие Рождества Богородицы в порядке домостроительства нашего спасения занимает первое место, и установленный в воспоминание сего события праздник есть великий и всемирный, так как издревле, как поется, всяк язык православных похваляет и блажит, и славит пречистое Рождество Марии Богоневесты. По изъяснению святых отцов, в событии Рождества Пресвятой Богородицы открывается пред нами первая ступень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы. Так, святой Андрей Критский в слове на день Рождества Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине.
Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм и тварь уготовляется в новое божественное жилище Творцу». По словам святого Иоанна Дамаскина, день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость.

Чтобы нам лучше уяснить себе посредствующее служение Богоматери в деле спасения нашего, надлежит обратить внимание на цель воплощения Сына Божия. В предвечном Божием совете о нашем спасении определено было послать на землю Сына Божия, и в Его лице, чрез соединение божества с человечеством, обновить греховное наше естество, вдохнуть в него новый дух и даровать нам благодатную силу к оправданию пред Богом святой и богоугодной жизнью. В деле обновления нашего естества небесный Вертоградарь поступил так же, как поступает садовник, который, чтобы улучшить дикое дерево, прививает к нему плодоносную ветвь. И Господь из грешного рода человеческого избирает Пресвятую Деву, хотя предочищенную от скверны греховной, но не чуждую греха прародительского, и восприятое от нее естество человеческое освящает, обожает и делает его причастным божественного естества. Таким образом, Матерь Живота, бессеменно родившая Христа Спасителя, делается общей Матерью христиан по духу, родоначальницею всех искупленныхи усыновленных Христу. Поистине Богоматерь, как поетсвятая Церковь, есть винавсех обожения, чудес Христовых начало и велений Его главизна. Как же земнороднымь не прославлять Богоматерь —первую виновницу спасения, одушевленный храм всельшагося в Нее Бога, как лествицу, еюже сниде Бог к немощи естества человеческаго! В сознании столь великих благодеяний Богоматери, умильно воспоем Ей церковную песнь: Рождество Твое, БогородицеДева, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Не престанем также благоговейно чтить преславных родителей Богоматери и в обстоятельствах настоящего праздника почерпать благие для себя уроки.

Родителями Богоматери, удостоенными наименования богоотцов, были святые праведные Иоаким и Анна. Они жили в Иудейском городе Назарете. Иоаким происходил из колена Иудова, от царственного племени Давидова, а Анна из колена Левиина, от первосвященнического рода Ааронова. Они обладали большим богатством вещественным, из которого каждый праздник нескудно уделяли часть в дар Богу, на потребности богослужения, часть в пользу бедных. Но высшее их богатство было духовное, состоявшее в их кротости, воздержании, целомудрии и благочестии. Сими добродетелями они столько превосходили своих современников, что паче всех удостоились соделаться причастниками божественного обетования в явлении Мессии, коего ожидали все благочестивые израильтяне среди своего племени и от коего быть отчужденным бесчадием считалось потому бесчестием и наказанием от Бога. Иоакиму и Анне, по-видимому, суждено было испытать это отчуждение от божественного обетования; они до пятидесяти лет своего супружества оставались бесчадны и уже явно от других израильтян подвергались поношению и укоризнам за свое неплодство. Но Богу благоугодно было испытать веру и терпение благочестивых супругов огорчением бесчадия, чтобы тем более явить над ними Свою высокую милость и сделать их еще более достойными орудиями в божественном домостроительстве нашего спасения. Сетующие праведники не теряли надежды на всеблагого и всемогущего Бога, они постились и в пламенной молитве просили Бора разрешить их неплодство, обещаясь, если Бог даст им дитя, посвятить его Богу. Однажды, в великий день праздника, Иоаким вместе со своими соседями пришел в Иерусалим со своей обычной жертвой, но первосвященник Иссахар укорил его за бесчадие и не хотел принимать от него дара. Огорченный до глубины души, Иоаким не пошел после сего в дом свой, но удалился в пустыню и там оплакивал свое поношение в людях. В то же время Анна, слышавшая о бесчестии, нанесенном супругу, и удалении его в пустыню, скорбела безутешно. Скорбь эта особенно усилилась по следующему случаю. Однажды Анна вышла в сад и, севши под тенью лаврового дерева, увидела птичье гнездо, в котором лежали птенцы, вскармливаемые матерью. Анна подумала: все в природе рождает, все пользуется благословением Божиим — птицы небесные, звери дубравные и сама земля, приносящая многоразличные плоды, одна она лишена этого счастья. Среди такого размышления, сопровождаемого самой горячей молитвой, вдруг предстал ей ангел и сказал: «Анна! Услышана молитва твоя, ты родишь Пре-благословенную Дщерь Марию, от Коей произойдет спасение всему миру». Исполнясь неизреченной радости, Анна спешит в храм воздать благодарение Господу. Той же вестью обрадовал ангел и праведного Иоакима, повелев ему идти в Иерусалим, где в знамение неложности божественного обетования он должен встретить свою супругу У златых ворот храма. Обетование Божие вскоре исполнилось; благочестивым родителям, несмотря на их преклонную старость, даровал Бог Дщерь, Пречистую и Преблаго-словенную Деву Марию. Три года они воспитывали свою богодарованную Дщерь дома, а потом, по обещанию, отвели Ее на жительство в храм Божий, где Она приготовлялась к великому жребию Своему быть Матерью Божией. Иоаким и Анна, по воле Божией, скончались прежде, чем Святая Дева достигла совершеннолетия, но они Рождеством Богородицы исполнили предначертание Божие и, оставив миру благословенный плод, от которого произошло спасение всего мира, Христос Господь, в светлостях святых Его, без сомнения, удостоились высшего блаженства.

Пример возлюбленных Богом родителей Пресвятой Богородицы Иоакима и Анны, с кротостью, терпением и упованием на Бога перенесших поношение бесчадия и удостоенных величайшей милости Божией в рождении у них Преблагословенной Дщери, да послужит и для всяких родителей указанием, что они должны себя соделывать достойными благословения Божия, если желают иметь детей, исполненных дарований духовных и телесных. Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые (Мф 717). От родителей невоздержных, нецеломудренных и дети рождаются болезненные, малоумные, и наоборот, добрые качества детей в большей степени истекают из чистого, невозмущаемого страстями источника семейной жизни, питаются благочестием родителей и их молитвой к Богу. Как же после сего всем родителям надлежит быть внимательными к своей жизни вообще и в частности к своему супружескому состоянию, чтобы получить от Бога дар благословенного рождения детей! Пример святых праведных Иоакима и Анны да будет руководством для всякого христианина к сохранению святости и чистоты супружества как установления божественного.

В лице родителей Пресвятой Богородицы открывается нам пример действенности благословения Божия на чадородие. По усердной молитве Господь разрешил их бесчадие, когда по престарелости не было для них уже никакой надежды. Они скорбели о своем бесчадии. Понятна скорбь благочестивых родителей, не имущих утешения иметь в детях опору старости. Эта скорбь увеличивалась тем, что в Ветхом завете, при ожидании Мессии, израильтяне особенно дорожили продолжением своего рода, а бесчадные признаваемы были отчужденными от участия в царстве Мессии — на них смотрели с пренебрежением.

Но и самый закон природы внушает людям естественное желание иметь детей и особенную любовь к ним, по силе которой родители способны бывают на самые тягостные и самоотверженные труды и заботы при воспитании детей, тогда как одиночество невольно возбуждает горькое чувство недовольства при всех других благоприятных условиях жизни. Не добро быти человеку единому на земле, изрек Создатель при сотворении Адама. Сотворивши потом ему жену Еву, Господь преподал первым супругам благословение чадородия, сказавши: раститеся и множитеся, наполняйте землю и обладайте ею. На основании сего святая Церковь при совершении браков, испрашивая благословение на сочетающихся, молит Господа, чтобы подал им плод чрева и благочадия восприятие, чтобы дети их умножались, яко новосаждения маслиничныя, и чтобы узрели они сыны сынов своих. Это вседейственное благословение Божие служит твердым основанием быта семейного, из которого возникает жизнь общественная и государственная. Понятно, что чем более семья умножается, тем более является деятельных сил к упрочению общего благосостояния, а при правильной смене одного поколения другим всякое начинание может продолжаться безостановочно, передаваясь преемственно от отцов к детям. Причем молодое поколение может пользоваться наследственно скопляемым запасом опытности и, таким образом, преуспевать и совершенствоваться в благоустройстве дел своих. Когда дух предков не угасает на домашнем очаге и предания старцев-родителей сохраняются свято и ненарушимо, это служит верным залогом благосостояния и мира семейного. Благотворны для детей уроки искушенных опытом родителей, но как отрадно самим старцам-родителям быть окруженными детьми, способными поддержать их дела и успокоить в немощах старости. Ввиду подрастающего поколения ревность к делам в старших членах семьи естественно усугубляется, так как есть для кого трудиться и на кого возложить надежду. Как неполна и безотрадна, напротив, жизнь человека бессемейного, одинокого, не видящего вокруг себя лиц родственных, опоры во время оскудения крепости сил. Не имея цели жизни в обеспечении семьи, человек одинокий привыкает жить для себя, для своего удовольствия, причем невольно уклоняется от правильного порядка жизни, неспособен делается к самоотвержению и обузданию своих прихотей. Мы на опыте видим, как часто холостая и одинокая жизнь влечет человека к праздности, расточительности, разврату и тому подобным порокам. Между тем свобода от обязательств, соединенных с содержанием и благоустройством семьи, и служит для многих приманкой к холостой жизни и отвращает от брака, так что вступать в законный брак, по понятию большинства нынешних молодых людей, значит налагать на себя тяжкие узы. Что же показывает это уклонение от священных обязанностей семьянина, как не очевидное преобладание в современном обществе гибельного духа своекорыстия и самоугождения? Не по влиянию ли этого духа многие и семейные люди тяготятся своим положением и прямо ропщут на многочадие? Да! Если будем судить о своем земном назначении по степени личного нашего спокойствия и удовольствия, то невольно придем к превратной мысли, что чадородие не благословение Божие, а прямое наказание. Так весьма часто и говорят многие, сетуя на многочадие, падают духом от забот семейных, желают даже смерти детей и рады бывают, когда исполняется это их желание. Какой это тяжкий грех! Как можно прекословить определению Божию и роптать на Бога! Кто говорит, что чадородие и многочадие легки? На каждой матери исполняется приговор божественного правосудия: в болезнех родиши чада (Быт 3:16). Родивши детей, нужно их взрастить и воспитать, а для этого нужно много самоотвержения и терпения, приходится родителям дни и ночи проводить в уходе и попечении о детях. Но ничто доброе и полезное не дается человеку легко на земле. Тернист и труден путь жизни человеческой, но не должно унывать и роптать вообще; так и при многочадии не должно ослабевать в вере и уповании на Бога. Чадородие и воспитание детей — это подвиги, которые приводят к спасению. Жена спасется чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием (1 Тим 2:15), говорит апостол. Пусть обязанности семейные могут иногда препятствовать нам в деле благотворения и богопочитания, не дадут нам возможности часто ходить в храм Божий, поститься, подавать щедрую милостыню. Но за родительскую любовь и самоотвержение, а также и по молитвам наших детей Господь простит наши недостатки и покроет их Своею благостью.

Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна в жизни своей наряду со многими высокими качествами веры и благочестия представляют нам пример твердого и неизменного до конца жизни сохранения союза супружеского. Они были бесчадны. Иоаким по праву законному мог развестись со своей бесплодной супругой, но был так проникнут мыслью о святости и неразрывности супружества, что до самой старости терпел поношение бесчадия, неся крест сей с благодушием и покорностью воле Божией, за что и утешен был от Бога рождением Преблагословенной Дщери, предызбранной быть Матерью Христа Бога.

В лице ветхозаветных праведников дается нам указание, что союз супружеский должен быть нерасторжим. Эта истина с большей силой и непререкаемостью утверждена в евангельском законе уже без всяких уступок и послаблений, как это было допущено в ветхозаветном законе по жестокосердию иудеев. Евангелие прямо и решительно требует от христианских супругов нерасторжимости брака. Однажды к Иисусу Христу приступили фарисеи с вопросом: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Спаситель сказал, что при самом сотворении людей брачный союз установлен Богом Для неразрывного соединения супругов в одну плоть, и это учреждение божественное не может быть разрушаемо по произволу человеческому. Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (Мф 19:6), сказал Господь. Закон христианский строго ограждает нерушимость брачного союза, потому что от сего зависит благо жизни нашей и поддерживается достоинство нашей природы. Узаконенная Богом нерасторжимость брака должна показывать людям, что их брачный союз не может ограничиваться одним чувственным и случайным сближением, по подобию неразумных животных, но должен основываться на нравственном общении людей в единстве любви и взаимопомощи к достижению высших целей жизни. Соответственно сохранение супружеского союза в чистоте и нерушимости должно быть делом величайшей важности для благоустройства жизни, домашней и общественной. Подлинно, только там человеческие общества могут возвышаться в силе и численности, преуспевать в доблестях гражданских, наслаждаться довольством и миром, где супружеские союзы блюдутся свято и нерушимо, служат хранилищами добрых отеческих преданий, откуда подрастающие поколения могут заимствовать живые примеры и побуждения к совершению всего доброго, честного и справедливого. Когда же этот первоначальный родник жизни засоряется и повреждается преобладанием чувственности и животных стремлений, неоткуда обществу почерпать силу к преуспеянию и благоустройству. Шатко бывает положение общества, когда основы семейного быта расшатаны легкомысленным отношением к брачному союзу, оканчивающимся обыкновенно несогласием и разводом. И как стали часты эти разводы в нынешнее время! Сколько пред нашими глазами проходит печальных примеров, как не только недавно венчавшиеся расходятся, но решаются на это несколько лет жившие в супружестве и даже имеющие детей! Не тяжко ли согрешают такие люди пред Богом, разрывая освященный Богом брачный союз? Не грешат ли они и пред всем обществом, внося в общественную жизнь гибельное расстройство и подавая соблазнительный пример своим пренебрежением к столь великому для блага человечества закону божественному о нерасторжимости брака? А сколько вреда такие люди причиняют себе и своему семейству, как часто многим приходится горько оплакивать свое неблагоразумие и злонравие, приводящее к разводу? Стоило бы только супругам при первом возникшем несогласии вооружиться некоторой долей терпения, смириться в душе и подать друг другу руку примирения, тогда несчастье было бы отвращено, и прожили бы супруги весь свой век вкупе, не испытав бедственного раздора. Но, к сожалению, мало в людях смирения и преданности воле Божию, оттого ни одна сторона не хочет уступать, и вражда крепнет, и искра раздора обращается в неудержимый пламень, поглощающий все благосостояние человека. Положим, во взаимные отношения супругов иногда входят весьма важные причины, ведущие к разводу, так что закон о нерасторжимости брака может казаться трудным игом. Но труден этот закон только по причине нашего своенравия и нетерпения. Для человека, преданного Богу и исполненного любви к ближним, нет такого зла, которого бы он, при помощи Божией, не препобедил своим терпением и кротостью. Если по закону христианскому мы должны относиться ко всем снисходительно, терпеливо сносить тяготы других, исправляя друг друга в духе кротости (Гал 6:1), тем более должны так относиться друг к другу христианские супруги, давшие пред Богом обещание проводить жизнь в единомыслии и любви.


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 484 | Добавил: Православие | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar