Главная » Духовная трапеза » Неделя 16-я по Пятидесятнице. Духовная Трапеза.

11:16
Неделя 16-я по Пятидесятнице. Духовная Трапеза.
Неделя 16-я по Пятидесятнице
(Мф 25:14-30)

Притча о талантах — Верность в употреблении даров Божиих — Духовное делание и плоды его
 
В нынешнем Евангелии излагается притча о талантах. Под талантами, которые в разной мере даны рабам, разумеются богодарованные нам силы и способности телесные и духовные: здоровье, силы и способности телесные, богатство; ум, память и дарования душевные; наконец, дары веры, молитвы, благорасположения и любви к ближним. Господь Иисус Христос учит нас, чтобы все эти дарования мы умножали своей ревностью и трудом, а не зарывали в землю беспечностью и праздностью. Неравны таланты, данные людям, но награда от Бога за доброе и полезное их употребление для всех одинакова. Кто получил много, с того больше и потребуется, а кому дано мало, тот меньше будет ответствен.
Во всяком случае, получившие и много и мало не будут лишены небесной награды, если по мере сил и дарований своих будут прилежно трудиться в том звании и положении, какое каждому из них определено от Бога в составе общества. Ни в каком положении не должен никто ослабевать в своей деятельности, а тем более роптать на Бога, видя неравенство состояний между людьми. Мы должны быть уверены, что разность в наших дарованиях и способностях и происходящее оттого различное состояние людей — все это от Бога. Бог есть полный Владыка и Творец наш — следовательно, никто не имеет права требовать от Него более того, сколько угодно Его святой воле и сколько действительно дано нам от Него. Нельзя людям домогаться равенства. Неравны и пальцы на руках, так их Бог создал, и это неравенство их, как всякому известно, нисколько не мешает ручному делу, как грубому и тяжелому, так и самому тонкому и мелкому. Неравны также и колеса в механизмах, например в часах, но тем не нарушается правильное и равномерное движение. И об обществе человеческом святой апостол Павел говорит, что в нем, как в большом доме, есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные, и одни в почетном, а другие в низком употреблении, но те и другие необходимы в домохозяйстве (2 Тим 2:20). Еще выразительнее тот же апостол изъясняет положение разных членов и их взаимное отношение в составе общества сравнением этого общества с телом человеческим. Тело же не из одного члена, но из многих. Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна, или голова ногам: вы мне не нужны, напротив, члены тела, которые кажутся менее благородными, о тех более прилагаем попечения. Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге (1 Кор 12:14,18,20-25). Так и в обществе человеческом, несмотря на разность его членов по сословиям и имущественному положению, общее благосостояние будет непоколебимо, если каждый в кругу своих обязанностей будет ревностным и честным исполнителем. В этом отношении все звания равны, и в каждом одинаково можно служить обществу. Труд земледельца и ремесленника столь же почтен и полезен для общего блага, как любой другой. Никакой смиренный труженик не останется без награды от Господа, Который каждому воздает по делам его. Из евангельской притчи о талантах каждый смиренный труженик с утешением видит, что Господь наградит или накажет каждого не по мере того, сколькими дарами и благами кто обладал во время земной жизни, а как этими благами пользовался и насколько он был ревностен, трудолюбив и верен в делании добра. В притче говорится, что один верный раб получил пять талантов, а другой — два. Но каждый из них умножил свой капитал вдвое — значит, оба они оказались усердными и трудолюбивыми одинаково, а потому и награда им была одинакова — обоим одинаково было сказано: рабе благий и верный, о моле был еси верен, над многим тя поставлю, вниди в радость господа твоего. Несомненно, если бы и третий, получивший один талант, умножил его, то и он услышал бы тот же вожделенный глас. Так и Господь на Своем страшном суде не поставит различия между богатым и бедным, между знатным и незнатным, между ученым и неученым, но каждому назначит награду или наказание сообразно с тем, что тот сделал доброго в определенном ему от Бога кругу жизненного положения.

Никто из нас не должен считать себя обиженным судьбой и бесталанным, и тем более роптать на Бога за то, что другим дано больше богатства и других дарований; никто не должен унывать и опускать руки в безнадежности достигнуть умножения своих талантов, хотя бы это был только один талант, одна какая-нибудь малая прирожденная способность. Нельзя пренебрегать и малым. Верный в малом, многое получит и ни во что ставящий малое мало-помалу придет в упадок (Сир 19:1). Каждый смиренный и неутомимый труженик постепенно может Упрочить свое положение, обеспечить содержание себя и своего семейства, быть полезным гражданином отечества, послушным сыном Церкви и верным рабом Божиим, участником блаженной радости в царствии Христовом.

Не многим из нас предлежит широкий круг действования в обществе в качестве распорядителей, наставников, начальников, кому потребны блестящие дарования и много знаний, опытности. Но и в самом скромном быту даже простого поселянина сколько может сделать человек доброго и полезного, верно и усердно прилагая свои дарования на благоустройство своей семьи! Если Господь дал тебе крепость сил телесных и ты будешь вести себя воздержно, трезвенно, будешь трудиться неусыпно, и все дела свои совершать во славу Божию и с чувством сердечной благодарности к Верховному Подателю благ, то знай, что не пропадет бесследно ни одна капля твоего пота. Бог невидимо благословит тебя здравием, долголетием, успехом и довольством, и все твои печали и заботы о домостроительстве обратит в радость. Не дано тебе право учить и руководить других, но это всякий может исполнять в своем семейном кругу. Если у тебя жена и дети и если ты обладаешь здравым умом, рассудительностью, знанием, опытностью в ремеслах, не поленись поучить своих домашних, постарайся передать им словом и примером свои познания и опытность. Чрез это ты данный тебе талант удесятеришь в лице своих семейных, и каждое твое умное слово, твой рассудительный совет, воспринятые окружающими тебя, принесут обильный плод на пользу рода твоего. Нельзя достигнуть успеха без терпения и усилий. Всякая сила развивается от упражнения. Опытность и сноровка в каждом деле также приобретаются только чрез долговременные усилия при усердном старании верно и честно исполнить дело. У человека старательного редкое дело вываливается из рук; понемногу он добивается успеха и трудом отгоняет нужду. Только ленивая рука делает бедным, говорит Соломон, а рука прилежных обогащает (Притч 10:4). Но как в материальном отношении верность и честность труда служит залогом довольства и ведет к усовершенствованию, так только усердным употреблением духовных дарований на дела добрые достигается наше нравственное преуспеяние. Много нужно внимательности и усилий, чтобы душа наша была плодоносной лозой, на которой бы удержались и созрели плоды добродетелей, необходимые для нашего оправдания. Необходимо, чтобы мы, заботясь о умножении наших вещественных благ, не оставляли делания духовного. Дабы понять, в чем оно состоит, надлежит обратить внимание на евангельское сравнение души с землею, назначенной для посева (Мф 13:3-8). Что обыкновенно делает разумный и старательный земледелец со своим полем? Старается его хорошенько вспахать и удобрить, чтобы размягчить землю и вырвать корни сорных растений, могущих заглушить посеянное. Затем заботится об охранении засеянного поля от потравы, затаптывания животными. При всем том усердно молится, чтобы Отец Небесный послал благовременно и дождь, и теплоту солнечную. Подобное должно быть совершаемо и с нашей душой, чтобы она могла приносить плод добродетелей. Чтобы душа наша не была упорной, закоснелой в своих дурных привычках, нужно вместить в нее страх Божий, подчинить послушанию закону Божию, приводя к сознанию своих грехов, к сокрушению и плачу сердечному. Покаянная душа, как нива, жаждущая освежительной росы и орошения, бывает расположена и способна к восприятию божественных глаголов и вразумлений евангельского учения и ко всякому доброму делу приготовлена. От необузданности и нераскаянности душа ожесточается и, подобно каменистой почве, не бывает способной к насаждению в ней добра. Тяжкий труд предстоит земледельцу, чтобы запущенные и заросшие поля удобрить и очистить от корней бесплодных растений. Многими трудами, скорбями и усиленными подвигами человек только может уготовить себя ко спасения. Царствие небесное силою берется, говорит Спаситель, и только употребляющие усилие восхищают его! (Мф 11:12). Какой тяжкий предлежит человеку подвиг — исторгать из души своей плевелы страстей, подвиг, непрерывно долженствующий продолжаться всю его жизнь! Страсти до того живучи и так глубоко укоренены, что при малейшей беспечности быстро возникают и развиваются. До самого гроба человек страдает от них и должен постоянно с ними бороться и подавлять их в самом начале. А сколько еще необходимо человеку бдительности, чтобы оградить душу от искушений мира, плоти и диавола, непрестанно устрояющих ему греховные козни и готовых уничтожить плоды многолетних подвигов доброделания? Эти приражения греховных искушений до того бывают сильны, что от них нередко изнемогали и впадали в уныние самые опытные подвижники благочестия. Тем более нам, младенцам по опытности духовной, с немощной нашей волей, трудно устоять в борьбе с греховными искушениями, отовсюду нас обуревающими. Никто не должен изнемогать от своей греховности, никто не должен терять надежды исправить и уготовить свою душу к спасению. Труден подвиг духовного делания, но он облегчается помощью Божиею и нашим усердием, по силе которого, неослабно работая, мы постепенно достигнем успеха.

Преуспеяние в добродетели, как цель жизни, находится в зависимости от непрерывного и терпеливого труда, направленного к достижению при помощи Божией сей цели. Земледелец ждет честнаго плода от земли, долготерпя о нем (Иак 5-7), радуется и благодарит Бога, смотря на поле, покрытое обильной жатвой. Но если все поле, предназначенное для пшеницы, будет ко времени жатвы полем тернистым, преисполненным дурных плевели и ни к чему не годной сорной растительностью? Как это прискорбно для хозяина, ожидающего полезных плодов от своих трудов и забот! Небесный Домовладыка, взирая на нивы сердец наших, ожидает от нас плодов веры и благочестия, радуется о нас, когда душа наша, как плодоносная нива, украшается плодами добродетелей христианских, скорбит, когда мы вместо добродетелей приносим в жизни своей терния грехов и беззаконий. Да и как не скорбеть любви божественной и не проявлять гнева Праведному Судии и Мздовоздаятелю нашему, когда мы, созданные начально и воссозданные в Христе Иисусе на дела благие, да в них ходим (Еф 2 10), уклоняемся от этого великого назначения своего, ходим в похотях сердец наших, в преслушании закона Божию? Посему надлежит нам обращать взор на самих себя и думать: не является ли наша душа пред взором Сердцеведца Бога иссохшей нивой, заросшей тернием и волчцами, заботимся ли мы о плодоношении христианском? Плод духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5-22,23). Подумаем, есть ли в нас эти благодатные плоды, которых ныне долготерпеливо ожидает и которых строго востребует от нас праведный Судия, когда настанет жатва страшного суда Его? Возрастает ли в сердце нашем любовь к Богу, могущая породить в нас сыновний страх, как бы не оскорбить небесного Отца грехами нашими? Зреет ли в нас любовь к ближним, побуждающая нас всех благословлять, всем благодетельствовать, всякому желать того, чего мы себе желаем? Украшаем ли свою душу благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием? Всех сих духовных плодов ожидает от нас проливший за нас кровь Свою Господь наш Иисус Христос, в дни плоти Своей явивший нам пример, как надлежит жить, чтобы быть в блаженном общении с Христом в царствии небесном... Блажен, кто может сказать о себе, подобно апостолу: Живу не ктому аз, но живет во мне Христос, а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшая Себе по мне (Гал 2 20).


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 428 | Добавил: Православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar