Главная » Духовная трапеза » Неделя 2-я по Пятидесятнице. Духовная трапеза.

12:03
Неделя 2-я по Пятидесятнице. Духовная трапеза.

Неделя 2-я по Пятидесятнице

(Мф 4:18-23)

 

Взаимная родственная любовь как основание благоустройства семейного быта — Семейные раздоры — Строптивость

Нынешнее Евангелие представляет нам умилительную картину из патриархального быта Галилейских рыбаков, сделавшихся потом апостолами Христовыми.

Вот на берегу Галилейского озера мирно трудятся два брата, Симон, названный после Петром, и Андрей, брат его. Они расправляют рыболовные сети, чтобы закинуть их в озеро. Невдалеке от них другие два брата, Иаков и Иоанн, с отцом своим Зеведеем, сидят в лодке и чинят свои сети (Мф 4:18-23). Какое святое согласие! Как отрадно видеть подобное в общежитии человеческом! Поистине нет ничего благотворнее для нашей жизни братского согласия и родственной любви, направляющих членов семейства и общества к совокупному разделению труда и усердной взаимопомощи. Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе взывает псалмопевец (Пс 132:1). Как миро, разливающее вокруг себя благоухание, как роса, освежающая жаждущую землю, братская любовь всех домочадцев оживляет, ободряет, дарует всем радость, счастье и мир. При родственном согласии и любви водворяется в душе нашей довольство самым скромным положением. Тогда и кусок простого хлеба бывает слаще изысканных кушаний. Истинно слово премудрого Соломона: лучше укрух хлеба с сластию в мире, нежели дом, исполненный многих благ и неправедных жертв с бранию (Притч 17:1). При взаимном согласии нетрудно бывает переносить нужду и какие-либо нечаянные бедствия. При дружной родственной поддержке никакая нужда не может одолеть. Ободряемые взаимной помощью в дни несчастий, члены семейства крепко между собою сплачиваются и таким образом приобретают силу противодействовать нужде и выдерживать самый сильный напор жизненных неудач. И вервь переплетена не скоро расторгается (Еккл 4:12), — так и члены семейства, союзами любви связуемые, нелегко могут быть одолеваемы приражением нужд и бед. Самая дружная семья представляет собой сильную крепость против всяких озлоблений и враждебных действий сего лукавого мира. Брат от брата помогаем, яко град тверд и высок (Притч 18:19), говорит премудрый. И вот когда несколько таких крепко сплоченных любовью семейств примутся за какое-либо общее дело, они, естественно, образуют из себя могущественную силу, способную самое трудное дело совершить скоро, преодолеть великие препятствия и успешно достигнуть цели. Понятно, чем более будет в обществах человеческих таких родственных союзов, благосостояние народное будет тверже и незыблемее. Так, братская любовь, зачинаясь внутри малого семейства, имеет всеобщее значение для целых народов и государств, служа первым источником их величия и славы. Господь Иисус Христос, пришедший на землю обновить жизнь рода человеческого, вдохнуть в нее новый животворный дух, показывает в Своем божественном учении, что первым зиждительным началом христианской жизни во всех проявлениях ее быта семейного, общественного и государственного, должна быть братская любовь, связующая последователей Христовых воедино. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин 13:35), говорит Спаситель. И в Своей первосвященнической молитве за род человеческий Христос преимущественно молится об единении всех в союзе любви. Да вси едино будут (Ин 17:21), взывал Он к Отцу небесному. Первые последователи Христовы, состоявшие под ближайшим руководством апостолов и восприявшие чрез них вполне дух евангельского учения Христова, составляли из себя единодушное братство и долго не имели другого названия, как названия братии. Несмотря на свое различие по возрасту, роду и племени первенствующие христиане сплочены были между собою таким единством, что, как свидетельствует книга Деяний святых апостолов, тогда у множества уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян 4:32). Всякое разногласие и отчуждение от общего родственного союза братии во Христе считались в то время великим преступлением, равносильным отречению от веры. Святой апостол Павел говорит: если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим 5:8). Но так ли бывает ныне в семействах и обществах христианских? Должно сознаться, что в нынешнее время жизнь христианская во многих отношениях отдалилась от духа учения Христова и примера первенствующих христиан — братская любовь уменьшилась, родственные союзы ослабели, и в общественной жизни часто водворяется рознь, пагубная для общего благосостояния. Посмотрите, как часто ныне без всяких уважительных причин происходят семейные раздоры. Нередко еще при родителях и в их глазах начинается разъединение братьев и сестер, а как отец и мать умирают, родные браться и сестры не только совсем расходятся, но часто враждуют между собою, недоброжелательствуют друг другу хуже чужих.

 

 

Не подобает сему быть в обществе христианском. Все мы, христиане, по заповеди Христа Спасителя должны сохранять сердце свое от всякой вражды и ненависти, и прежде всего должны иметь любовь к домашним и вообще поддерживать единодушие в семействе. Здесь колыбель истинной любви — если ее не будем воспитывать под домашним кровом, не сможем ее упрочить в сердце своем при сношениях с людьми посторонними. Кто пренебрегает священным заветом любви родственной, от того нечего ожидать благорасположения ко всем людям вообще, и прямым следствием оскудения братской любви является всегда раздор. Помните слово Спасителя: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф 12:25).

Все, конечно, сознают, что много добра, мира и довольства водворяется под тем домашним кровом, где родительская власть беспрекословно и с искреннею любовью уважается, что тепло и отрадно для сердца человеческого отдыхать от забот и печалей около такого домашнего очага, в котором ярко пылает священный огонь любви родственной, разливая вокруг себя животворную теплоту мира и единодушия! Но отчего же у нас так мало ныне ценят семейные добродетели, так легкомысленно относятся к родительским советам, к семейным преданиям; так упорно и неистово стремятся разорвать связь с семьей, отделиться от рода, даже от отца и от матери? Видно, действует при этом какая-то особенная сила, противоборствующая силе родственных влечений сердца человеческого, какая-то сила разрушительная, враждебная миру и благоустройству человеческой жизни. Какая же это сила? Это сила греха, искони царствующего в мире и производящего коренное повреждение в нравах, обычаях и склонностях людей. Весь мир лежит во зле (1 Ин 5:19), говорит святой апостол Иоанн. Но ни в чем так скорей и очевидней не обнаруживается эта нравственная порча, как в неустройстве семейного быта и, наоборот, это неустройство в свою очередь служит первым рассадником зла, питомником дурных нравов. Понятно после сего, с какой заботливостью мы должны благоустроять свою семью, чтобы она была колыбелью добродетелей, воспитывала и укрепляла в добром нравственном направлении молодое поколение, составляющее нашу надежду и опору в будущем. Какая же сила может благоустроять семью и вернее всего противодействовать разрушительной силе греховной, подрывающей основы семейного мира и счастья? Эта благая и зиждительная сила есть вера христианская, которая должна быть внедряема в сердце человека с самого его детства, должна быть поддерживаема в нем словом и примером родителей. Не оттого ли у нас прежде прочны были союзы семейные, что под домашним кровом в лице членов семьи, проникнутых истинным духом веры и благочестия, образовывалась домашняя церковь, где присутствовал невидимо Сам Христос, обещавшийся быть там, идеже два, или три собрани во имя Его (Мф 18:20)? А где Христос, там и всякая благодать, там всё, осененное небесным благословением, делается успешно, всякое несогласие легко отстраняется и водворяется вожделенный мир. Страх Божий и благочестие христианское, крепко хранимые в семье в числе самых первых и важнейших отеческих преданий и выражающиеся прежде всего в строгом повиновении Церкви православной и ее уставам, несомненно производят затем свое благотворное воздействие на весь строй семейный, побуждая и родителей к неуклонному, в духе Христовой веры исполнению их обязанностей в отношении к детям и самих детей, равно и всех прочих домочадцев к беспрекословному и нелицемерному повиновению власти родительской. Без веры человек самое несчастное существо: без нее нет человеку опоры на скользком пути жизни, нет у него силы, которая бы поддержала его в борьбе со своими страстями и мирскими соблазнами. Такой человек становится жалкой игрушкой своих ничем не обуздываемых, порочных порывов. Сугубо несчастна та семья, в которой вера и закон Христов пренебрегаются, в которой нет религиозного благоговения и уважения к благочестивым обычаям, питающим в душе человека религиозное чувство. Откуда детям почерпнуть благотворный для них на всю жизнь дух страха Божия и благочестия христианского, если они на примере своих родителей домочадцев не видят никакого расположения к молитве, к соблюдению поста, к участию в службах церковных, никакого уважения к святыне храмов Божиих, к священнослужителям, если у них в доме нет икон, благолепно украшенных, с горящими пред ними лампадами, что оставляет в детской душе неизгладимое впечатление и умиляет душу, если в доме нет книг Священного Писания и библейских изображений, но вся домашняя обстановка и все украшения прямо направлены к возбуждению чувственности чрез безнравственные картины и статуи? Чего доброго можно ждать от такого легкомысленного и превратного воспитания детей? Это есть прямое их развращение, потому и неудивительно, что современное общество более и более начинает пожинать горькие плоды непокорства и развращенности молодого поколения. Впрочем, в образованных слоях общества при недостатке религиозности еще не так бывает заметен упадок нравственности, потому что прикрывается внешним лоском, и многие удерживаются от предосудительных поступков чувством стыда, порождаемого сознанием своего умственного превосходства. Но что такое человек необразованный и без веры? Это уже не человек, а скорее бывает похож на животное, для которого не может быть ничего священного, который готов попрать все свои родственные связи, если только они служат уздой его своекорыстию и чувственности. Увеличивающееся в последнее время число всевозможных преступлений, совершаемых еще очень молодыми людьми, не служит ли печальным знамением того, что с упадком религиозного воспитания падает нравственность и основы семейного быта ослабевают, и тем подрывается и общественное благоустройство.

Нужно сознаться, что несогласия, отравляющие жизнь человеческую, весьма часто водворяются и в таких христианских семействах, где закон Божий свято чтится, и уставы церковные строго исполняются. Иногда из-за пустяков возникают споры и раздоры, так что трудно бывает избежать этого гнетущего зла и сохранить вожделенный мир. Скажут, должно стараться избегать поводов к спорам и раздорам, но для этого нужно совсем удалиться из общества человеческого, прекратить всякие сношения с людьми. В обществе же, где хватает людей коварных и злых, избежать столкновений почти невозможно. Остается каждому искать причины взаимных раздоров в самих себе, в своих внутренних расположениях, извращенных страстями и не направленных любовью к сохранению мира. Действительно, здесь именно, в глубине нашего духа, коренится зло немиролюбия, и доколе смиренномудрием, терпением и любовью мы не упрочим в себе благонастроенное состояние нашего духа, дотоле не будем обладать силой к препобеждению и отстранению внешних поводов, порождающих раздор, дотоле мы будем бессильной жертвой искушений диавола, врага спасения нашего, который любит мятеж, радуется раздорам и к возмущенной злобой душе беспрепятственно приближается, становясь всегда темной преградой к примирению людей. По действию вражию во вражде так омрачается взор человеческий, что люди на один и тот же предмет начинают смотреть разными глазами, или, как ныне обыкновенно выражаются, не сходятся взглядами на жизнь. Оттого, естественно, и происходит первая причина разногласия и раздора даже между самыми близкими и кровными людьми. Как часто ныне из-за этих разных взглядов на жизнь расходятся сын с отцом, жена с мужем, брат с братом, и притом с упорной уверенностью, что каждый из них в своих взглядах, убеждениях и поступках совершенно прав, а не согласные с ними — виноваты. Между тем стоит только человеку отложить свое упорство и гордость, он легко может образумиться, успокоиться духом, и тогда правда предстанет перед ним в ясном виде и обличится вражья прелесть, породившая раздор. Наглядный пример того, как, по вражию наваждению, легко и из-за пустых причин возникают между людьми раздоры, и как они могут быть прекращаемы, представляется нам в следующем отеческом сказании.

Два брата, желая жить вместе, поселились в одной келье. Один из них так рассуждал между собою: буду делать только то, что угодно будет брату моему. Равно и другой говорил: буду исполнять волю брата моего. Они жили много лет в полной любви. Враг, увидев это, захотел разлучить их. Для сего пришел он и стал у дверей и одному представлялся голубицей, а другому — вороной. Вот один из братьев сказал другому: «Видишь ли этого голубя?» — «Это ворона», — отвечал другой. И начали спорить между собою: один говорит то, другой — другое. Наконец они подрались до крови к полной радости врага и разошлись. Спустя три дня пришли в себя, просили друг у друга прощения, сказали один другому, чем каждому из них представлялась виденная птица, и узнали в этом искушение врага. После сего они жили уже неразлучно до самой смерти (Достоп. сказ о подв. св. отцов, стр. 181, об авве Никите).

Говоря словами святителя Филарета, «не очищенная от страстей душа при самом слабом действии извне возмущающей силы, как нечистая вода поднимает из глубины своей прах и ко внешнему возмущению присоединяет гораздо более тяжкое — внутреннее помрачение. Едва не каждое вскипение внутреннего неудовольствия превращает многих из нас в сосуд бродящего вина или в огнедышащую гору, которая изливает лаву и бросает камни

Все окружающее» (Слова и речи митр. Филарета, т. I, стр. 167). Что же нужно делать нам к прекращению раздоров? Тот Же святитель говорит: «Как скоро искра беспокойного неудовольствия затлелась внутри тебя, тотчас возьми осторожность не дать ей внешнего воздуха, чтобы дым не превратился в пламень и пожар не обнял тебя. От чего бы ни произошло твое внутреннее смущение, закрой бережно сосуд твой молчанием и дай ему стоять в терпении, доколе беспокойное брожение кончится, и вино твое очистится» (там же). Терпением и молчанием с рассуждением учит побеждать свое внутреннее смущение и святой царь Давид, который все козни врагов своих отражал тем, что был по отношению к ним яко глух и яко нем, не отверзаяй уст своих (Пс 37:14).

В житейских сношениях людям, при соединенном исполнении дел своего звания, приходится нередко сталкиваться между собой вследствие несогласных характеров и происходящих оттого разных взглядов на свои обязанности и способов их исполнения. Редко встретишь ныне такой кружок людей, состоящих друг от друга в зависимости по делам, где бы все были довольны друг другом, не питали в душе ропота и не выражали укоризн другим за неразумие, невнимание к делу или небрежение об общей выгоде. Поводом к недовольству, пререканиям и ссорам в этом случае служат обыкновенно не только ошибки, вредные для дела и происходящие прямо от нерассудительной поспешности, небрежности, но и промахи случайные, почти неизбежные. К сожалению, как во всех неправильных своих поступках люди умеют находить себе ложное оправдание, так и в своей строптивости они обыкновенно прикрываются ревностью к делу, старанием исправить нерадивых, вразумить неразумных и заставить их вести всякое дело правильнее и внимательнее. Положим, что для успеха дел действительно всегда существенно важны внимательность и прилежание, и чтобы поддержать это, неизбежно бывает иногда употреблять строгие взыскания, вразумления и обличения. Но и ревность бывает не по разуму (Рим 10:2), и, следовательно, не только не приносит пользы, но влечет за собой вред и подвергает осуждению человека строптивого и нерассудительного. Безответен такой человек пред законом Христовым. По духу этого закона, христианин в деле исправления ближнего своего должен руководствоваться не горячностью своего раздраженного сердца, а кротостью и снисходительностью, так, чтобы это исправление было поистине братским, проникнутым любовью христианской, которая, по словам апостола Павла, долготерпит, милосердствует, не раздражается (1 Кор 3:4,5). Братия, говорит тот же апостол, если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости (Гал 6:1). Осторожности, снисходительности и кроткого отношения к ошибкам ближнего требует от нас и закон правды. Переев неже испытавши, не порицай, уразумей прежде и тогда запрещай, говорит премудрый Сирах (Сир 11-7). При строптивости и горячности характера человеку трудно соблюсти правду и не обидеть ближнего напрасно. Как часто в состоянии раздражения люди самые добрые способны бывают нанести более или менее тяжкие оскорбления ближнему, особенно словом! Думаете ли, что это неважно? Нет, оскорбить ближнего даже словом есть весьма тяжкий грех по закону евангельскому. Послушайте, что говорит Спаситель: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: рака (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет: безумный — подлежит геенне огненной (Мф 5:22). Видите, к какому тяжкому осуждению от Бога может привести человека строптивость. Да и в житейском отношении она ничего, кроме вреда, не может принести. Жизнь человека строптивого и раздражительного поистине самая жалкая. Когда человек с болезненной раздражительностью принимает каждую ошибку других, каждую ненамеренную неосторожность в ведении дела, то он, очевидно, сам себя лишает спокойствия, мира и соединенного с этим счастья жизни. Между тем и самых дел своих нисколько не поправляет, напротив, своей горячностью наживает себе недоброжелателей. Оскорбляемые его строптивостью ближние озлобляются и стараются более портить дело и вредить успеху всех его начинаний. Только кротким и благорассудительным обращением может человек заслужить любовь и уважение его окружающих и Иметь на них благотворное влияние к исправлению их недостатков в поведении и неисправности в делах житейских. Кротость в обращении есть самое верное средство к ободрению, успокоению и исправлению заблуждающихся. Посему-то святые отцы, истинные носители духа евангельского, строго заповедают нам сохранять миролюбивое настроение духа, терпение и снисходительность в отношении к ближним. Как тщательно блюли себя св. отцы от раздражения ошибками других и как сильно боялись при этом опечалить или оскорбить ближних своих, показывает следующий пример из жизни преподобного Иоанна, пустынника египетского.

Однажды преподобный Иоанн шел из скита своего с другими братиями и проводником. По пустыне проводник сбился с дороги, а уже приближалась ночь. И говорят братия преподобному Иоанну: «Что нам делать, отче? Проводник сбился с дороги, как бы нам не умереть, блуждая по пустыне». Преподобный отвечал им: «Если скажем проводнику об этом, он опечалится и будет стыдиться, — но вот я притворюсь больным и скажу: не могу продолжать путь, а останусь здесь до утра». Он так и сделал, прочие тоже сказали: «И мы не пойдем, но посидим с тобою». Так просидели до утра и не обличили брата. (Достоп. сказ, о подвижничестве св. отцов, стр. 104). Какая высокая мудрость и нежная любовь выразились в этом простом поступке прп. Иоанна и его братии! Так ли поступили бы многие из нас? Не разразились ли бы целым потоком укоризн и ругательств пред допустившим оплошность в исполнении своей обязанности? Что же бы вышло? Только себя раздражили бы, оскорбили ближнего, а делу не помогли — и все-таки пришлось бы проводить ночь в пустыне. Но терпением и снисходительностью преподобного ободренный проводник наутро исполнил свой долг и привел братию куда следует.

О, если бы и мы во всех делах своих руководствовались подобным же духом христианской кротости и удерживали строптивость свою в отношении к ближним нашим! Много жизненных неприятностей и взаимного вреда мы отклонили бы от себя, стяжав себе желанный мир, радость и возможное для нас в настоящей жизни счастье.


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 430 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar