Главная » Духовная трапеза » Шестая неделя Великого поста (ваий). Духовная Трапеза

00:00
Шестая неделя Великого поста (ваий). Духовная Трапеза

Шестая неделя Великого поста (ваий)
(Ин 12:1-18)

 
Бог Господь и явися нам, составите праздник и веселящеся приидите, возвеличим Христа с ваиами и ветвьми песнъми зовуще: благословен грядый во имя Господа Спаса нашего.
9-я песнь канона
 
Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим пред Его страданиями, воспоминаемый ныне Церковью, невольно возбуждает в душе христианина противоположные чувства радости и скорби. Радуется сердце наше при воспоминании о почести и хвалах, возданных народом иудейским Господу Иисусу, но вместе с тем мы не можем не скорбеть об ожесточении этого народа, который не познал в лице Христа истинного Мессию и вскоре с неистовыми криками: «распни, распни Его!» — предал на смерть Того, кому кричал «осанна!».
Прискорбно это ожесточение иудеев, которые не могли не видеть явных знамений и доказательств божественного посланничества Иисуса Христа, не могли не слышать Его ясных вразумлений и предостережений. Иерусалиме, Иерусалиме! Избивый пророки и камением побивали посланный к тебе, колъкраты восхотех соврати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле — так трогательно взывал Спаситель к ослепленному народу иудейскому. Но иудеи не восхотели откликнуться на призывный голос, не хотели идти за Христом, отвергли Его любовь. За то грозен был и решителен приговор Спасителя народу иудейскому: се, оставляется вам дом ваш пуст. Глаголю бо вам, яко не имате Мене видети отселе, дондеже ренете: благословен грядый во имя Господне! (Мф 23:37-39). Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим был уже последней решительной мерой со стороны Спасителя ко всенародному объявлению иудеям о том, что Он есть истинный Мессия. О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! (Лк 19:42), — так при Своем торжественном входе в Иерусалим Господь желал вразумить иудеев. Всякий иудей должен был видеть в этом входе исполнение пророчества Захарии о вшествии Мессии в Иерусалим, как царя кроткого и спасающего (Зах 9:9). Но сие сокрыто было от очей Израиля, — он не узнал времени посещения своего и совершил беспримерное злодеяние, предав на распятие своего истинного Благодетеля и Спасителя.

Погибельный пример столь быстрой и легкомысленной измены расположения к Спасителю со стороны иудеев да служит нам, христиане, предостережением! Мы ныне, стоя в храме с древесными ветвями, подобно древним израильтянам, сретаем Господа Иисуса Христа духовно, вознося ему хвалы и благодарение за великое дело искупления рода человеческого Его вольными страданиями и смертью. Не будем, подобно современным Иисусу Христу иудеям, питать себя обманчивою и своекорыстною надеждою, что наше счастье состоит во временном благополучии и что Господь являет нам Свою любовь только дарами временного довольства. Нет! Господь нередко посещает человека скорбью и самыми тяжкими бедствиями, чтобы испытать и укрепить нашу веру и преданность Его воле. Будем всегда встречать и принимать это посещение Божие с хвалою и благодарением: хвалимся в скорбех. Не изменим нашей любви к Богу и не возропщем на Него в дни искушений и напастей временных. Возложим упование на Христа, истинного Подвигоположника нашего и вси вземше крест Его глаголем: осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних! Осанна, т.е. спасение наше свыше, от Бога, и потому не должно нам полагаться на земные расчеты, на земную силу и славу, но возносить все свои надежды, все чувствования своего сердца горе — к небу, откуда мы по обетованию Божию и ждем Спасителя нашего Иисуса Христа, паки имеющего прийти на землю судить живых и мертвых.

Иудеи встречали Господа с пальмовыми ветвями и, проходя масличною горою, резали ветви от масличных дерев, бросали по пути и совлекали с себя одежды, также постилали их по пути (Мф 21:8). По толкованию святых отцов (св. Епифаний, св. Амвросий), финиковые ветви служат знамениями победы и воскресения, масличные ветви означают дела милосердия, совлечение одежд в духовном смысле означает отложение грехов. Соединяя все сии знаменования в одну общую мысль, мы, при настоящем нашем торжественном воспоминании древнего события входа Иисуса Христа -в Иерусалим, держа в руках древесные ветви с горящими свечами, естественно приводимся к мысли о будущей судьбе нашей. Придет время, когда всем нам нужно будет изыти в сретение паки грядущего на землю со славою многою Господа Иисуса, предстать пред лицо Его, как правосудного Судии, и дать Ему отчет о своей жизни. Как мы предстанем пред лицо Его! Можем ли мы, рабы и пленники греха, непостыдно встретить Христа, Победителя смерти и ада? Не угас ли светильник веры и любви в сердце нашем? Совлеклись ли мы очерненных рубищ порока и облеклись ли в брачную одежду оправдания? Имеем ли дела милосердия и любви к приобретению себе оправдания? Вот о чем каждый из нас должен помышлять ныне, держа в руках ветви с горящими свечами!

В евангельском повествовании о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим замечается, что когда Господь приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем (Лк 19:41). Отчего происходило такое грустное настроение в душе Спасителя среди всеобщих народных ликований? Что заставило Его проливать слезы при столь торжественном случае, когда, окруженный любовью народа, Он слышал одни только велегласные возгласы славословия Богу, дарующему людям спасение свыше? Заставило Спасителя плакать предведение Его о жестоковыйном неверии иудеев и об имеющей скоро последовать за то бедственной судьбе Иерусалима. От всевидящего взора Спасителя не скрыто было, что при встрече Его в Иерусалиме, под минутным и невольным увлечением народного восторга, скрывалось то же упорство неверия, с каким народ этот прежде относился к Нему. Посему Христос с великой скорбью принужден был, наконец, произнести Свой грозный суд на Иерусалим. Се, оставляется вам дом ваш пуст, сказал Он: Глаголю бо вам, яко не имате Мене видети отселе, дондеже ренете: благословен грядый во имя Господне (Мф 23:38,39). И эта мерзость запустения, реченная еще пророком Даниилом и утвержденная пророческим словом Христа, скоро водворилась на месте святом. Еще живы были многие из современников Спасителя, как суд Божий над преступным народом иудейским с поразительной точностью, как предсказывал Спаситель, исполнился при разорении Иерусалима римским императором Титом в 70 году по Рождестве Христовом. Читая описание осады и разорения этого города, составленное иудеем Иосифом Флавием, очевидцем происходившего, невольно вспоминаются слова Спасителя, что в это время иудеев постигла такая скорбь, яковаже не была от начала мира доселе, ниже имать быти (Мф 24:22). В это время более миллиона иудеев погибло при осаде от голода, междоусобия, меча римлян. Голод был так велик, что осажденные не гнушались пожирать трупы, и одна мать даже заколола в пищу себе своего младенца. Желавшие бежать попадали в руки римлян и тотчас были распинаемы, иногда по пятьсот человек в день. Оставшиеся после осады иудеи, около ста тысяч, проданы были в рабство и отведены в Рим, где большею частью погибли на потешных играх. Город и храм превращены были в развалины. Солдаты римские, искавшие скрытые под храмом сокровища, перерыли самое основание его, и так буквально исполнилось пророчество Спасителя, и на месте величественного здания не осталось камня на камне (Мф 24:2). Гнев Божий и впоследствии не переставал тяготеть над отверженным народом иудейским. На нем даже доныне лежит явственная печать отвержения, во все времена выражавшаяся во всеобщей ненависти к нему. И не от случайных обстоятельств это зависело и зависит, но униженное положение иудеев в среде народов, по непреложному слову Господа, изреченному еще устами Моисея, всегда было праведным возмездием за то, что народ иудейский не послушался Христа Спасителя. Вот что мы читаем в книге Второзакония о судьбе неверующего народа израильского: рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, так предсказывал Моисей, но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, жизнь твоя будет висеть пред тобою и не будешь уверен в жизни твоей (Втор 28:64,66). Не совершается ли воочию это наказание суда Божия над неверующим во Христа и отверженным племенем израильским?

В показании грозного суда Божия, постигшего Иерусалим и народ иудейский за противление Христу, познаем, что есть предел долготерпению Божию, что неверие и нераскаянность неизбежно наказуются правосудием Божиим. Если Бог отринул за неверие возлюбленный народ Свой Израиля, если Иерусалим, святыня Божия, видевший многообразные знамения милости Божией, предан запустению, то и нам, христианам, надлежит так вести себя, чтобы не прогневать многовозлюбившего нас Господа своим маловерием, неверием и порочной жизнью.

Далее, между обстоятельствами, сопровождавшими торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, особенно трогательно Богохваление детей, встречавших Господа в храме восторженными возгласами: Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних! Так еврейские дети при встрече Иисуса Христа от полноты чистых и непорочных сердец своих возносили Ему истинную хвалу. Это засвидетельствовал сам Спаситель, когда в своем ответе первосвященникам и книжникам, негодовавшим на восторженный крик детей, сказал: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу (Мф 21:16). Из ответа сего видно, что хвалебные возгласы еврейских отроков не были следствием детской шалости и неразумия, но делом сознательным. Справедливо можно полагать (мнение святителя Филарета), что еврейские дети были научены и побуждены к Богохвалению наставлением своих благочестивых отцов и матерей, сообщивших детям отрадную весть, что скоро приидет Мессия, глаголемый Христос (Ин 4:25). Придя в храм и видя чудеса, совершенные здесь Спасителем, еврейские дети незрелым своим умом, но не омраченным страстями сердцем легко могли узнать в лице Иисуса ожидаемого Спасителя, о Котором они слышали от родителей. Да если бы у сих детей хвала Христу Богу была и не вполне осмыслена, это не лишает ее богоугодности, так как, по свидетельству слова Божия, Господь благоволит принимать хвалу от всей земной твари и от всякого дыхания, даже неразумного (Пс 8:3).

От детей еврейских, достойно восхваливших Христа Господа, перенесемся мыслью к нашим детям христианским и спросим: многие ли из них имеют готовность и возможность приближаться ко Христу и прославлять его? Содействуют ли им в этом их родители и воспитатели? Одним словом, дается ли детям нашим надлежащее религиозное воспитание и сообщаются ли им с раннего возраста необходимые познания в вере и в Законе Божием, чтобы они могли более или менее сознательно возносить славословие Богу своими молитвенными возгласами? Что это необходимо, свидетельствует слово Божие, которое увещевает родителей, да воспитывают чад своих в наказании и учении Господни (Еф 6:4).

Христос всегда любил детей, приближал их к Себе, ласкал и благословлял (Мк 10:16). Он и апостолам, а в лице их и всем родителям и воспитателям, заповедал: оставите детей и не возбраняйте им прийти ко Мне, таковых бо есть царство небесное (Мф 19:14). Он и ныне с отеческой любовью готов принять и осенить Своим вседейственным благословением детей наших, если мы будем приводить их к Нему невещественными стопами, духовно направляя их детское разумение к свету истины божественной, если будем руководить их в домашней молитве и побуждать к посещению храма Божия. В особенности храм Божий, как место таинственного присутствия Божия, как дом Божий, место селения славы Его, должен служить для детей наших первой и главной ступенью приближения их к Богу, первоначальной школой их религиозного воспитания. Усердное посещение детьми храма Божия, благоговейное стояние в нем под надзором старших, участие в чтении и пении церковном, частое причащение святых Христовых Тайн — вот первая необходимая программа религиозного воспитания детей, полагающая основание дальнейшему их преуспеянию в вере и благочестии.

Весьма утешительно видеть, что в настоящее время в отечестве нашем религиозное воспитание и образование детей более и более расширяется в народе, особенно благодаря учреждению церковно-приходских школ, предназначенных для распространения народного просвещения в духе веры и Церкви православной. С умножением этих школ повсюду, в самых отдаленных уголках отечества нашего, в храмах Божиих начинают собираться лики юных песнословцев, славящих Христа Бога гласи преподобными. Нет ничего богоугоднее и благотворнее для детей такого участия их в божественной службе. Поистине, в это время дети уподобляются ангелам Божиим. И для самих родителей в высшей степени должно быть отрадно в детях своих, взращенных в лоне православной Церкви, иметь близких к Богу молитвенников.

Посему тяжко согрешают пред Богом те родители, которые небрегут о религиозном воспитании детей своих и не дают им возможности приближаться к Спасителю чрез познание веры и закона Божия, и особенно чрез общение с Богом в молитвах и священнодействиях церковных. Велико и опасно заблуждение тех родителей, которые, при усиленной заботе сообщать детям разнообразные сведения светских наук и правил мирских приличий, мало придают значения религиозному воспитанию своих детей, думая, что не следует рано сообщать детям религиозные истины, для них непонятные, и что придет время, когда они сами с полным разумением довершат свое религиозное развитие. Но не будет ли это поздно? Не в самом ли раннем возрасте к диким деревцам прививают плодоносные ветви? Не в это ли время утверждают их на прочных подставках и закрывают от холода, зноя и ветра? Пропустить время прививки, лишить молодые деревца поддержки и не закрыть их своевременно от непогоды, не значит ли обречь на погибель? Необходимо с самого раннего возраста прививать детям религиозные чувства, вселяя в них страх Божий и воспитывать их под благодатной сенью православной Церкви, где они обретут верную защиту от тлетворного влияния житейской суеты.

Наконец, вспоминая крестный путь Спасителя, мы должны разуметь, что этот путь должен быть и нашим жизненным путем. Именуясь христианами, мы должны подражать Христу и во всем следовать за Ним, как за своим верховным Вождем и Совершителем спасения нашего. Аще кто Мне служит, Мне да последствует: и идеже есмъ Аз, ту и слуга Мой будет (Ин 12:26), говорит сам Спаситель. Никто да не смущается трудностью пути Христова! Для немощных сил человека, конечно, невозможно во всей полноте исполнить то, что совершил Христос, — Его жизненный подвиг высок и недосязаем. Но мы должны помнить, что в последовании нашем за Христом нас никогда не оставит сила Божия, которая, по слову святого апостола, в немощи совершается (2 Кор 12:9). Последуем бодренно за Спасителем и в Его последнем шествии по крестному пути будем уразумевать, каков должен быть и путь нашей жизни.

Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом (Лк 18:31), говорил Спаситель, предуведомляя учеников о последних знаменательных событиях Своей жизни, имевших совершиться в наступающие дни. Значит, путь жизни, которым шел Спаситель, не был направлен случайным и неожиданным стечением событий, но был предназначен от Бога и за несколько сот лет предсказан ветхозаветными пророками. Когда пришло исполнение времени определенного от века искупления рода человеческого, ничто уже не могло отвратить уготованной от Бога Спасителю чаши страданий. Ни любовь Его учеников и всего народа, ни злоба Его врагов не могли ни на одну минуту ни отдалить, ни приблизить срока смерти Искупителя. И Сам он свидетельствовал, что все течение Его земной жизни направляла единственно воля Отца небесного. Аз не приидох, говорит Спаситель, да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца (Ин 6:38). Пред лицом приближающихся страданий, Иисус Христос, по человечеству Своему, естественно испытывал чувство томления и скорби: Прискорбна есть душа Моя до смерти, говорил Он (Мф 26:38), и потому не мог не желать отстранения горькой чаши страданий. Но и в это страшное, предсмертное время более всего укрепляло и ободряло божественного Страдальца послушание воле Божией. Отче! — взывал Спаситель, о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк 22:42). Будем помнить, что и путь нашей жизни так же предназначен каждому из нас от Бога. Не случайно, но по высшему божественному определению назначается нам то или другое положение в мире, те или другие силы и дарования к исполнению нашего земного назначения. По воле Божией происходит все, случающееся с нами на жизненном пути. Никто не должен роптать на свою участь, завидовать положению других, но с терпением и покорностью воле Божией исполнять долг своего звания и земного назначения. Путь послушания воле Божией есть истинный путь Христов.

Путь, которым шел Спаситель, вел Его к страданиям. Вот мы восходим в Иерусалим и Сын Человеческий предан будет первосященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам на поругание и биение и пропятые (Мф 20:18,19). Как странно было ученикам слышать такие слова Иисуса Христа, Которого, как своего великого Благодетеля и желанного Спасителя, повсюду встречали с восторгом многочисленные толпы народа! Кто бы мог подумать при торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим, что этот путь ведет Его прямо на Голгофу, на казнь, что раздававшиеся по улицам Иерусалима хвалебные народные возгласы «Осанна» заменятся криками «Распни Его»! Какая поразительная измена славы и счастья земного! Но каким божественным спокойствием озарен был лик Спасителя! Зная, какая измена ожидает Его, Он не уклонился от воздаваемой Ему почести и не удерживал хвалебного восторга народа, легкомысленного и неверного, — а вполне благодушно, с любовью к неблагодарным людям и всецелым упованием на Бога шел совершить предлежащий Ему подвиг страданий. Взирая на такой пример Начальника и Совершителя веры нашей Господа Иисуса, будем и мы всегда спокойны и благодушны при переменах нашего земного счастья. Не престанем благодарить Господа, дарующего нам в многопечальные дни нашей жизни разнообразные утешения и радости в успехе общественных дел наших, или в преуспеянии наших семейств. Но не будем унывать, если над нами разразится буря бедствий, и если нам придется проходить длинный путь под гнетом бедности, болезней, неудач, неправды и измены людской. Вооружимся мужеством и терпением, возлагая все упование наше на Господа нашего Иисуса Христа, могущего сострадать немощам нашим. Кто хочет быть учеником Христовым, тот должен быть всегда готовым понести крест Его. Аще кто хощет по Мне ити, говорит Спаситель, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет (Мф 16:24).

Путем страданий Христос достиг величайшей славы. Святой апостол Павел, изображая эту истину, убеждает христиан иметь те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп 2:7-10). Так величественно из гроба воссияла слава Христова. Он воскрес, вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца, восприняв и с человечеством Своим равночестную славу и достоинство с Богом Отцом. Братие! И наш жизненный путь ведет к мрачному гробу и к страшным вратам смертным, но за этими вратами открывается наша новая вечная жизнь. Эта и есть последняя цель, к которой должны быть направлены все наши жизненные стремления. Будем помнить, что Воскресивший Господа Иисуса чрез Иисуса воскресит и нас (2 Кор 4:14), что если мы будем думать о небе и достойно готовиться к будущей жизни, то будем там, с Христом, во славе. Если мы с Ним будем страдать, то с Ним и прославимся (Рим 8:17). Если в сей жизни будем участвовать в страданиях Христовых распинанием плоти и страстей наших, то и в явлении славы Его возрадуемся и восторжествуем (1 Петр 4:13). Не будем унывать при временных страданиях наших, ибо кратковременное легкое страдание наше, как говорит апостол, производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор 4:16-18).

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 278 | Добавил: Православие | Теги: Духовная трапеза, Шестая неделя Великого поста (ваий) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar