Главная » Объяснения апостольских чтений » Неделя жен-мироносиц. Объяснения апостольских чтений

01:02
Неделя жен-мироносиц. Объяснения апостольских чтений

Неделя жен-мироносиц

Третье воскресенье по Пасхе
(Деян. VI, 1-8)
 
1. В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаем», были в ежедневном раздаянии потребностей.
2. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4. а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6. их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

 
С самого начала христианства в Иерусалиме христиане, воодушевленные и воспламененные новою силою небывалой братской любви, жили так, что, по выражению евангелиста Луки, у них - у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; ...все у них было общее (Деян. IV, 32), и каждому давалось из общей церковной собственности, в чем кто имел нужду (ст. 35).
Для наблюдения над церковною собственностью и для справедливой, равномерной и своевременной раздачи церковных средств нуждающимся были приставлены христиане из евреев туземных. Но эти приставники вскоре после своего назначения на эту должность уже перестали руководиться справедливостью ко всем и братским единодушием. При каждодневной раздаче пищи христианам приставники стали очень резко оказывать преимущество и особенную любовь к своим евреям, т. е. палестинским, и бедными христианами из евреев же, но только не палестинских, стали пренебрегать. Они заставляли бедных вдов их с сиротами долго дожидаться насущного хлеба из церковного склада и при этом давали им, что нужно, в меньшем, против евреев палестинских, количестве; выдавали, быть может, с упреками; и бедные семейства христиан из иностранных евреев должны были терпеть все на чужой стороне. Только был у них из-за этого ропот на туземных евреев.

Ст. 2. Такой беспорядок и такая несправедливость в управлении церковным имуществом сделались известными апостолам. Они, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, проповедь о Христе - Истинном Боге, пещись, заботиться, хлопотать о столах, служить трапезам. Апостолы имели от Господа обязанностью проповедовать Евангелие всей твари, учить и крестить всех людей и поддерживать в них веру, чтобы христиане были верными Христу до скончания века (Мф. XXVIII, 19-20). Им дано самое высокое и трудное служение в мире - спасение душ человеческих. Посему заниматься служением при столах и отдавать свое время на это дело для апостолов было неудобно и нехорошо. Хозяйственною частию, каждодневным приготовлением и раздачею пищи из церковного имущества могут заняться и другие честные христиане.

Ст. 3. А потому апостолы, отстраняя себя от хозяйства церковного, сделали следующее предложение обществу христианскому. Они сказали: Братия! выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на сию службу.

Св. апостолы не сами избрали людей достойных, а предложили христианам самим избрать их. Избрание людей на такую или иную должность должно быть, с одной стороны, ручательством за то, что выбранные обществом будут лучше назначенных властью; во-вторых, право выбора, предоставленное властью, есть выражение ее доверия к самому избирающему обществу; и в-третьих, при этом возможно большее уважение и больше взаимного доверия между начальством выбранным и лицами, избравшими оное; при выборном начальстве должно быть более взаимного отовсюду сочувствия общему делу и нуждам. Оттого-то и св. апостолы предоставили христианскому обществу самому выбрать людей на первоначальные, хотя и не высокие церковные должности.

Выберите, братие, говорят апостолы, из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости. По-видимому, не на высокую должность избирались лица, а однако, с какою осторожностию они, по внушению апостолов, должны были быть выбраны! Они должны быть изведанные в честности, в любви к ближнему, в готовности жертвовать своими силами и временем для блага общего, в смирении и послушании; они должны быть исполнены Духа Святого и служить в страхе Божием, постоянно заботиться о честном и своевременном исполнении своих церковных и общественных гражданских обязанностей; и все это делать не по чувству гордости или самохвальства, или из-за наград, а с полным сознанием того, что все это добро совершает в человеке Бог по своей благодати, а человек - раб послушный и немощный. Они должны быть исполнены и мудрости. Под мудростью здесь разумеется не одна только распорядительность при раздаче пищи христианам и умение всем угодить при исправлении должности, но разумеется и особый дар Божий - способность глубоко понимать истины Божественного Писания и излагать их для других вразумительно. Такие свойства, требуемые от избираемых, уже показывают, что апостолы предназначали избираемых для более высокого служения, а не для одной только каждодневной раздачи пищи другим. И мы, действительно, видим, что избранные, получившие впоследствии имя диаконов, являются проповедниками и исповедниками Евангелия и пред судилищем еврейским (Деян. VII, 1-60), и пред языческими вельможами, и среди самарян (Деян. VIII, 26-40), и по всей вселенной. Эти диаконы и являются членами священноначалия (1 Тим. III, 8-12).

Христианин! Как бы ни было скромно твое служение, и как бы ни была незначительна твоя должность, старайся всячески исполнять ее в страхе Божием, добросовестно, честно и своевременно. Честное исполнение долга - это каждодневная добродетель наша, за нее Господь воздаст нам. И на каждом месте честный человек, несомненно, будет полезен обществу, которому служит. Все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков... А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия (Кол. III, 23, 25).

Каждый с благословения Божия трудись честно на своем месте и в своем звании, подобно апостолам, которые с радостью (ст. 4) готовы постоянно пребывать в молитве и служении слова. Св. апостолы себя обрекают на постоянную молитву и проповедь. Служение не легкое. Молиться непрестанно обязан и каждый из христиан (1 Фес. V, 17). Но постоянное проповедание Евангелия и успех от проповеди, как самая главная и трудно достигаемая цель, требуют усиленной молитвы, по которой только и снисходит Божественная благодать на проповедников и на слушателей, врачующая немощное и восполняющая оскудевающее, бедное, недостаточное.

Кроме этой единоличной молитвы, апостолы обязаны были молитвою назидать и все общество. Оттого-то они вслед за Христом были первыми учредителями христианского общественного богослужения, обрядов и молитв. Преемники их власти - православные архиереи - продолжают назидать паству молитвами, поучениями и священнодействиями.

Ст. 5. И одобрено было всем собранием предложение апостолов. И избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников. Они-то и стали называться впоследствии диаконами. Знаменательно в этом выборе то, что все выбранные носят имена не еврейские, а греческие. Значит, общество избиравших нашло более честных, беспристрастных и достойных доверия людей не из евреев палестинских, а из обратившихся ко Христу евреев иностранных. Так-то совершилось достопамятное, достоподражаемое избрание на первую церковную должность.

У нас, в России, право выбора людей для управления каким-либо общественным делом с каждым годом все более и более расширяется во всех слоях общества. Будем с благодарностью охранять это свое право. Постараемся оправдать при выборах доверие к нам нашего народа. При выборах будем ценить и принимать во внимание не связи родственные или богатство, или знатность, и не одно только умственное развитие избираемого лица, а более всего добрую совесть, честность, здравый ум развитый, трудолюбие, охоту служить и доступность человека. И ныне лицемерию и своекорыстию при выборах на общественную службу не должно быть места. А к несчастью, приходится читать и слышать о неудачных выборах, о злоупотреблении избранных доверием и суммами избирателей, об обидах и несправедливостях к избравшим. Это ли честность? Это ли признательность и уважение к сделанному доверию? Неудачно выбранное лицо служит карою небесною для избиравшего общества за невнимательность к общему делу и прискорбным уроком на будущее время.

Но и при выборах от общества власть, управляющая самим народом или обществом, всегда сохраняла и сохраняет свое право соглашаться или не соглашаться на утверждение избранных лиц. Так было и при избрании семерых диаконов. Хотя общество их и избрало, однако окончательное утверждение их общество христианское предоставило апостолам.

Ст. 6. Их поставили перед Апостолами. И святые апостолы, нашедши избранных всех достойными служения, помолились об них и возложили на них руки.

Апостолы Христовы без молитвы не начинали никакого доброго дела. И при утверждении в должности диаконов они молятся вместе со всем обществом, и, что замечательно, к молитве они присоединяли пост и потом уже возлагали руки (Деян. XIII, 3).

Возложение рук, которое доселе есть священное действие в Православной Церкви при посвящении на служение диакона, священника и архиерея, во-первых, означает власть того, кто возлагает, над тем, на кого возлагают руки (Пс. СХХХУШ, 5); во-вторых, служит знаком благожелания и благословения (Быт. ХХХХУ1П, 14-15); в-третьих, оно означает сообщение особенной благодати Божией человеку (Деян. VIII, 17).

В возложении апостольских рук можно и даже должно видеть и знак власти апостольской, и знак благословения от большего к меньшему, и знак особенного благодатного дара Святого Духа на тех, которые принимают возложение рук. Так, св. апостолы возложили свои руки на самарян, и сии приняли Духа Святого (Деян. VIII, 17); и в других местах сподобившиеся руковозложения начинали говорить иными, дотоле не изученными ими языками и пророчествовали (Деян. XIX, 6), т. е. и открывали современное состояние сердец, и предсказывали будущее, и поучали людей правой вере и благочестию.

Ничего нет удивительного после сего, что: (ст. 7) слово Божие росло, распространялось и углублялось в сердцах зрителей и слушателей, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме. Даже и из священников иудейских, более или менее твердых и упорных в иудействе, очень многие покорились вере во Христа. Так-то истина, честность невольно привлекают к себе сердца и приобретают Христу все более и более поклонников.

Будем и мы, христиане, постоянно держаться правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. Постараемся быть постоянно приветливыми ко всем, учительными, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины (2 Тим. II, 22, 24-25).

Читайте также: 

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Объяснения апостольских чтений | Просмотров: 365 | Добавил: Православие | Теги: Неделя жен-мироносиц | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar